Минфин отменит госпошлины за регистрацию юрлиц и ИП

Министерство финансов представило проект поправок в Налоговый кодекс, которые отменяют уплату госпошлины за совершение некоторых юридически значимых действий – например, за регистрацию юридического лица. 

Госпошлина не будет отменена совсем – статья 333.35 НК пополнится подпунктом, который устанавливает беспошлинное совершение некоторых юридически значимых действий «в случае представления в регистрирующий орган необходимых документов в форме электронного документа».

Без пошлины можно будет как зарегистрировать юридическое лицо (в таком случае экономия составит 4000 руб.), так и зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (экономия – 800 руб). Кроме того, от уплаты пошлины освободят также и госрегистрацию внесения изменений в учредительную документацию юрлица и его ликвидацию (в этом случае можно также сэкономить 800 руб.), и прекращение статуса индивидуального предпринимателя у физического лица (экономия — 200 руб.).

В Государственную Думу внесен законопроект об освобождении унитарных предприятий от применения Закона о контрактной системе

Законопроект получил следующий №371836-7 и название «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статьи 15 и 112 Федерального закона » О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (по вопросу регулирования закупок государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий)».

Инициаторы законопроекта апеллируют к поручению Президента РФ от 25 апреля 2015 года №Пр-815ГС, согласно которому Правительству РФ необходимо было внести в законодательство изменения, предусматривающие распространение Федерального закона №44-ФЗ только на те закупки, которые осуществляются унитарными предприятиями за счет средств, получаемых из бюджетов бюджетной системы РФ. Однако, Правительство РФ распространило действие Федерального закона №44-ФЗ также на закупки унитарных предприятий, проводимые за счет их собственных средств.

Инициаторы отмечают неутешительные итоги перевода всех закупок унитарных предприятий под сферу действия Федерального закона №44-ФЗ, поскольку он не дал экономического эффекта и не обеспечил роста количества конкурентных процедур.

Ограничения, действующие в Федеральном законе №44-ФЗ, лишают унитарные предприятия конкурентных преимуществ из-за длительности процедур и недопустимости указания наименования товара.

Законопроект вносит изменение в пункт 3 части 2.1 ст. 15 Федерального закона №44-ФЗ позволяя осуществлять закупки согласно федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» за счет собственных средств унитарного предприятия, т.е. без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Размещенный на сайте Системы обеспечения законодательной деятельности текст законопроекта требует доработки, поскольку предусматривает, что унитарные предприятия должны принять свои положения о закупках в рамках федерального закона № 223-ФЗ и разместить их в ЕИС до 01 января 2018 года, что сделать невозможно.

Унитарным предприятиям придется набраться терпения, поскольку законопроект 24.01.2018г. был только внесен в Государственную думу, а на 14.03.2018г. определен срок окончания приема отзывов на законопроект. Если отзывы будут положительными, то законопроект может быть рассмотрен в первом чтении.

У законопроекта весьма внушительный перечень инициаторов из них 63 депутата Госдумы и 2 члена Совета Федерации, что дает надежду на положительное решение законодателей.

Список неконкурентных закупок может вырасти

Инициативы по внесению поправок в 44-ФЗ продолжают поступать. На этот раз их авторами стали Минприроды и Совет Федерации, которые предложили расширить список оснований для осуществления госведомствами закупок у единственного поставщика.

Число оснований для госзакупок у единственного поставщика, возможно, вскоре будет расширено. Так, Министерство природных ресурсов и экологии РФ предлагает разрешить осуществлять таким образом закупки услуг геологической экспертизы – соответствующий законопроект о внесении изменений в 44-ФЗ размещен на портале regulation.gov.ru. По мнению министерства, в связи с тем, что на проведение конкурсной процедуры требуется очень много времени, собственно геологическая экспертиза проводится в кратчайшие сроки, что приводит к снижению ее качества.

Авторы законопроекта также предлагают предусмотреть возможность закупать экспертные услуги напрямую у физических лиц, имеющих необходимую квалификацию. Речь идет об услугах по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, а также по поиску, оценке и разведке месторождений полезных ископаемых.

Второй законопроект об изменениях к 44-ФЗ внесен членами Совета Федерации по главе с Вячеславом Никоновым. В этом случае предлагается разрешить осуществлять закупки у единственного поставщика государственным и муниципальным научным учреждениям. При этом правила закупок для них будут такими же, как для учреждений культуры, государственных и муниципальных учреждений (зоопарк, планетарий, парк культуры, заповедник, театр и пр.), образовательных учреждений, детских домов: объем одной закупки у единственного поставщика не должен превышать 400 тыс. руб, годовой объем закупок у таких поставщиков не должен превышать 50% от общего объема закупок и не должен составлять более чем 20 млн руб.

Георгий Сухадольский, руководитель Аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки», не уверен, что расширение перечня оснований для применения способа закупки у единственного поставщика является в данном случае наилучшим решением. “На заре становления системы закупок Роснано, перед корпорацией стояла аналогичная задача – в кратчайшие сроки выбирать исполнителя высокоинтеллектуальных услуг (юридические услуги, услуги оценки и др.). При этом выбирать исполнителей хотели обязательно на конкурентной основе, но при применении классических подходов по проведению конкурентных процедур времени на оказание услуг выбранным исполнителем уже не оставалось. Выход был найден в изменении самого бизнес-процесса рассмотрения проектов, одним из элементов которого и являются указанные высокоинтеллектуальные услуги”, – приводит пример эксперт.

С его мнением согласен и Дмитрий Сытин, генеральный директор “ТЭК-Торг”. Он согласен, что процедуру закупки услуг геологической экспертизы надо упрощать, но при этом она должна оставаться конкурентной. Что касается научных учреждений, то, по его мнению, они должны заниматься наукой, а не закупками. И любое упрощение закупочного процесса для них благо с учетом их финансирования. “Недавно были приняты поправки по закупкам у единственного поставщика культурными и иным учреждениями, – говорит Дмитрий Сытин. – Думаю, что и научные организации в этом списке будут на своем месте”.

По мнению Дмитрия Казанцева, руководителя департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center, обе предложенные поправки содержат известные риски передачи подряда «своим» поставщикам. “Но, самое интересное, «свой» поставщик еще не означает «плохой» поставщик, особенно в таких низкоконкурентных областях, где квалификация исполнителя имеет повышенное значение”, – уточняет эксперт. Коррупционная же составляющая может присутствовать и в формально конкурентном аукционе, причем даже при формальном снижении цены.

Оба эксперта считают, что к решению проблемы надо подходить иначе. По мнению Георгия Сухадольского, в рассматриваемой ситуации можно либо изменить алгоритм действий, требующихся для проведения геологической экспертизы, либо частично скорректировать порядок отбора услуг геологической экспертизы (сроки проведения, предварительный квалификационный отбор, рамочные соглашения и т.д.), с тем чтобы сохранить конкретность процедур.

Дмитрий Казанцев призывает оценивать не только и не столько процедуру, сколько результат закупки и результат исполнения контракта – не случайно же эти сведения помещаются в Реестре на официальном сайте. Если контракт заключен по рыночной цене, и за эту цену поставщик обеспечил реальный результат, то не такое уже большое значение имеет, на аукционе ли этот поставщик был выбран или в рамках прямой закупки. Если же контракт заключен по цене втрое выше рынка, а халтурного исполнения работ пришлось ждать три года, то это повод для самой пристальной проверки даже в том случае, если закупка была проведена конкурентно и со значительным снижением начальной цены.

Ещё один важный вопрос для оценки рисков – это то, насколько велики объемы, предусмотренные в бюджете на расходы, включенные в перечень ст. 93 44-ФЗ. Если контракт заключается на небольшую сумму и таких контрактов относительно немного, то не стоит ожидать и большой экономии от сохранения их в конкурентном режиме. Эта экономия может не окупить даже те усилия, которые будут затрачены на обеспечение конкуренции. Другое дело, что сам объем перечня оснований для закупки у единственного поставщика уже перевалил за полсотни пунктов. Судя по всему, давно пора провести его ревизию и попытаться сформулировать его нормы не «точечно», а в виде группы принципов, описывающих ситуации, при которых конкуренция объективно невозможна или же должна отойти на второй план ради более важных резонов вроде гостайны.

Площадки для закупок поступили в продажу

Как стало известно “Ъ”, изменения законодательства в сфере госзакупок (44-ФЗ и 223-ФЗ) запустили передел рынка электронных торговых площадок (ЭТП). Два крупных игрока — владельцы B2B-Center (АО «Центр развития экономики») и группа компаний «Фабрикант» — продают этот бизнес. Покупателем B2B-Center может стать лидер рынка госзакупок «Сбербанк-АСТ», а площадок «Фабриканта» — ЭТП Газпромбанка. Предложения оцениваются в 5 млрд и 2,2 млрд руб. соответственно, эксперты считают их нерыночными.
Правление Сбербанка во главе с Германом Грефом 29 января утвердило «неправообязывающее предложение» своей «дочки» «Сбербанк-АСТ» на приобретение за 5 млрд руб. АО «Центр развития экономики», владеющего крупнейшей площадкой для закупок госкомпаний B2B-Center. Документом (копия есть у “Ъ”) центру перспективных направлений бизнеса Сбербанка поручено провести проверку компании для определения целесообразности сделки до 15 апреля. Подписать ее планируется 30 апреля, закрыть — во втором квартале. В предложении «Сбербанка-АСТ» указано, что сумма сделки может быть изменена.
ЭТП B2B-Center основана в 2002 году для обслуживания РАО ЕЭС и насчитывает более 350 тыс. клиентов. Ее акционеры — основатель компании Александр Бойко (39%) и фонды Da Vinci Capital (33,5%), Elbrus Capital (23%), Runa Capital и Alpha Associates. По словам участников рынка, компания частично принадлежит американцам, что в условиях санкций стимулирует ее продажу. Эта площадка лидирует в сегменте 223-ФЗ и нерегулируемых торгов (выручка в 2016 году — 1,2 млрд руб., чистая прибыль — 0,5 млрд руб., в 2017 году ожидается ее рост на 2%). В «Сбербанке-АСТ», согласно предложению о покупке, оценивают компанию в 4,1–6,1 млрд руб., а синергию от слияния — в 1,7 млрд руб. В блоке «Корпоративный бизнес» Сбербанка оценка консервативнее — 3,8 млрд руб. «Сбербанк-АСТ» и управляющий партнер Da Vinci Capital Олег Железко сделку не комментируют, основатель B2B-Center Александр Бойко на звонки “Ъ” не ответил.
В документе о подготовке сделки «Сбербанк-АСТ» не скрывает, что она вызвана «законодательными изменениями, которые окажут негативное влияние на бизнес рынков закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ»: после перевода обеспечения госзакупок на спецсчета «“Сбербанк-АСТ” не сможет получать доход от инвестирования депонированных денежных средств». Закупки же малого бизнеса «будут переведены с 223-ФЗ на 44-ФЗ», из-за чего B2B-Сеntеr потеряет 8% клиентов. При этом, по данным «Сбербанка-АСТ», целевой оборот торгов на площадке в 2020 году — $60 млрд, а сделка позволит «создать лидирующего игрока во всех сегментах электронных торгов» и опередить конкурентов, в частности защититься от создания «рыночного лидера» Газпромбанком, который ведет переговоры о покупке ЭТП «Фабрикант», считают в «Сбербанке-АСТ».
По данным презентации менеджмента B2B-Сеntеr, на рынке закупок по 223-ФЗ эта компания (без учета площадок РЖД и «Роснефти») лидирует с отрывом в три раза от ЭТП Газпромбанка, далее следует «Фабрикант». По объему торгов по 44-ФЗ в 2016 году лидировал «Сбербанк-АСТ», который также озабочен «опасностью консолидации рынка Газпромбанком». В ЭТП Газпромбанка от комментариев отказались, глава «Фабриканта» Сергей Габестро объяснил готовность его продать «растущим рынком».
Между тем участники рынка закупок считают оценку компаний завышенной в полтора–два раза, отмечая, что продажа B2B-Center может быть связана с неудачными попытками ее владельцев войти в пул площадок для госзакупок, а в целом передел рынка закупок объясняется его закрытием из-за санкций и консолидации закупок банков и стратегических компаний на площадке оборонзаказа (также принадлежит «Сбербанку-АСТ»). Гендиректор ЕЭТП Антон Емельянов связывает предстоящие изменения рынка с поправками в базовые законы 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также неопределенностью порядка отбора площадок для госзакупок и проведения закупочных процедур. «Одни игроки в этой ситуации оценивают свои риски, другие — дополнительные возможности»,— говорит он.

Законопроект о списании неустоек по госконтрактам рекомендовали принять в I чтении

Комитет Госдумы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел законопроект о порядке списания неустоек с поставщиков по госзаказу и рекомендовал принять его в первом чтении. Согласно документу, штафы и пени, начисленные поставщикам за невыполнение обязанностей по госконтрактам в 2015-2016 гг., могут быть списаны.

Эти неустойки возникли из-за изменений в 44-ФЗ, принятых в качестве антикризисных мер. Тогда заказчики получили право отсрочить уплату неустоек или вовсе списать их в срок до января 2017 г.

Новый законопроект позволяет повторно установить возможность списания заказчиками принятой к учету задолженности по уплате неустоек, если такая задолженность образовалась до 1 января 2017 г. по контрактам 2015-2016 гг., исполненным в полном объеме. Случаи и порядок их списания будут устанавливать в правительстве. Эта мера позволит снизить финансовую нагрузку на бизнес, что особенно актуально для малых и средних предприятий, отмечают эксперты.

Фактический адрес сделают необязательным при регистрации юрлица

Президиум проектного офиса правительства одобрил регистрацию бизнеса без фактического адреса, знает «Коммерсант». При этом саму компанию можно будет регистрировать с помощью банков на базе электронного сервиса или почтового ящика. Эксперты полагают, что такие меры позволят вывести немалое количество предпринимателей из тени.

Услугу по регистрации окажут банки, она может проходить удаленно, по мнению главы Минэкономики Максима Орешкина – «это тектонический сдвиг для корпоративного законодательства». В перспективе такая же форма может использоваться и для закрытия бизнеса. При этом при электронном формате регистрации предлагается отменить госпошлину, а банки, в свою очередь, готовы для малого и среднего бизнеса открывать счета и предоставлять базовые услуги также с нулевой стоимостью, что должно упросить создание бизнеса. Законопроекты, регламентирующие подобный порядок, планируется создать в ближайшие месяцы.

Эксперты отмечают, что за несовпадение юридического и фактического адреса банки блокировали счета, а налоговая аннулировала свидетельство о регистрации – санкции были слишком жесткие. При этом с принятием подобного закона отпадет необходимость в местах массовой регистрации. Считается, что до 20% предпринимателей офис попросту не нужен.

Минфин разрабатывает требования к электронным площадкам

По данным “Ъ”, Минфин начал работу над самым конфликтным документом в области закупок — требованиями к электронным торговым площадкам (ЭТП), работающим в этой сфере. За основу взят документ, подготовленный самими ЭТП еще в 2016 году, однако цифровизация сферы потребует его доработки. В частности, остается нерешенным вопрос о том, кто заплатит за подключение площадок к независимому регистратору: пока Минфин рассчитывает, что ЭТП сделают это за свой счет, ссылаясь на отсутствие в бюджете средств, что вызывает недовольство у операторов.

Как стало известно “Ъ”, заместитель главы Минфина Алексей Лавров провел во вторник совещание с участием 12 крупнейших ЭТП для госзакупок и закупок госкомпаний. Обсуждалось формирование требований к электронным площадкам, а также подход к финансовой модели их работы. Для запуска процесса цифровизации закупок Минфину до 1 июля предстоит принять около 30 подзаконных актов: ведомство подготовило предварительный план их разработки, и, как заявляла в ходе Гайдаровского форума глава профильного департамента министерства Татьяна Демидова, требования к ЭТП — один из самых потенциально конфликтных документов в нем.

По материалам совещания у господина Лаврова за основу требований были взяты предложения шести площадок для госзаказа — «Сбербанка-АСТ», ЕЭТП, ММВБ—ИТ, «РТС-Тендера», Агентства по госзаказу Татарстана и Российского аукционного дома, а также ЭТП «ТЭК Торг»,— подготовленные еще в ноябре 2016 года по запросу ФАС. Именно они оказались в раздаточных материалах Минфина. Как рассказали “Ъ” участники совещания, Алексей Лавров назвал требования «проработанными». Не вызвали возражений ведомства и согласованные операторами технические требования к ЭТП и мерам их информбезопасности.

По материалам совещания (есть у “Ъ”), оператором ЭТП предлагается считать юрлицо, включенное в перечень, утвержденный правительством. Проверять оператора уполномоченный орган сможет только раз в год. Учредителем ЭТП не сможет выступать иностранный гражданин или юрлицо, владеющие прямо или косвенно (через иных лиц) более чем 25% его капитала. Оператор обязан будет размещать серверы ЭТП в РФ, а также «обеспечить интеграцию ЭТП с государственными информационными системами». Чтобы работать в системе госзаказа, ЭТП необходимо будет 100 млн руб. капитала. Отметим, что по крайней мере часть ЭТП намерена добиваться введения переходного периода для выполнения этого требования. «От наших предложений решили оттолкнуться. Но за год было много законодательных изменений: пока не решен вопрос управления обеспечением через спецсчета и порядок взаимодействия с банками. Их еще нужно будет дорабатывать»,— рассказал “Ъ” глава «ТЭК-Торга» Дмитрий Сытин.

Отметим, что ранее свой вариант требований к площадкам операторам разослало и Минэкономики от имени заместителя главы ведомства Михаила Расстригина. Этот более жесткий проект (в частности, предполагающий повышение требований к капиталу ЭТП до 250 млн руб.) готовил, по данным “Ъ”, экс-глава департамента развития контрактной системы ведомства Максим Чемерисов. Уже после передачи Минфину полномочий по регулированию закупок чиновнику пришлось продлевать с ЭТП ранее подписанное Минэкономики и ФАС соглашение об их работе (см. “Ъ” от 6 декабря), однако Минфин явно не намерен делиться с ним регуляторными полномочиями: на совещании у господина Лаврова предложения господина Чемерисова не обсуждались.

Сами операторы площадок говорят, что отвечают уже более высоким требованиям, чем к ним предъявляли в 2010 году, и Минфину нужно просто зафиксировать положение вещей. «По сути, самостоятельно достигнутые площадками высокие требования занижать нет никакого смысла, их необходимо просто перенести в готовящееся постановление правительства»,— считает глава «Единой электронной торговой площадки» Антон Емельянов.

Вопросы у руководителей площадок вызвало финансирование подключения к системе «Независимый регистратор». По закону подключение должен оплачивать бюджет, но на совещании в Минфине выяснилось, что в бюджете на это нет денег (это подтвердил представитель Минкомсвязи), и был поднят вопрос подключения операторов за свой счет. В ЭТП, в свою очередь, указывают на то, что использование ГИС «Независимый регистратор» законодательно не закреплено, не определено и контролирующее его ведомство. Недовольство ЭТП вызвала и попытка Минфина распространить обсуждаемые требования на площадки, работающие в рамках закона о банкротстве. «Операторы, обеспечивающие проведение торгов в процедурах несостоятельности, подлежат саморегулированию. Именно СРО операторов наделены правом определять требования к ним»,— отметил в беседе с “Ъ” один из руководителей ЭТП.

В итоге Минфин сформировал рабочую группу из операторов ЭТП, которую возглавил «Сбербанк-АСТ», к 10 февраля она должна представить консолидированную позицию по обновленному документу. В марте Минфин планирует обсудить требования в правительстве и принять их в апреле.

Обязательное страхование персональных данных: чего ждать от инициативы

В правительстве обсуждают введение обязательной страховки или финансовой гарантии для компаний, которые обрабатывают персональные данные. Такая инициатива обсуждается в рамках программы «Цифровая экономика». Окончательное решение по вопросу примут к июлю этого года. Эксперты оценили для «Право.ru» перспективы такого регулирования.

Предполагается, что все операторы персональных данных будут иметь страховку или финансовую гарантию за счет собственных средств или банковской гарантии, сообщают «Ведомости». Норма, в случае принятия, может коснуться практически всех компаний.

При работе с персональными данными предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность, а также дисциплинарная в рамках трудового законодательства, рассказывает Анна Никитова, руководитель практики интеллектуального и информационного права Юридический группы «Яковлев и Партнеры».

Алексей Работягов, руководитель IT-практики КСК групп подчеркивает, что по действующему законодательству нарушения при работе с персональными данными связаны с незаконной обработкой (несоответствующей заявленным целям), обработкой без согласия субъекта, нарушением конфиденциальности и т. д. Штрафы при этом за нарушения для юридических лиц составляют 15 000–75 000 руб. за каждое нарушение. «В ходе проверок может быть выявлен целый ряд нарушений, в итоге сумма штрафов за нарушения может быть существенно выше», — отмечает Работягов.

Политика конфиденциальности и Правила обработки персональных данных, которые действуют в компаниях-операторах персональных данных, а также другие меры, защищающие от утечек информации, являются недостаточными, считает Никитова. Обязательное страхование было бы полезным для банков, интернет-магазинов, платежных систем, корпоративных сайтов коллекторских агентств, компаний, использующих CRM-системы (система управления взаимоотношениями с клиентами) и других компаний, на сайте или информационном портале которых посетители оставляют личную информацию (как минимум, для авторизации), отмечает она. «Учитывая переход к цифровой экономике, логично, что персональные данные становятся одним из наиболее значимых активов. Более того, как уже свидетельствует судебная практика, неоднократно выявлялись факты нарушения установленных требований обработки персональных данных, что приводило к привлечению компанию к административной ответственности (ст. 13.11 КоАП РФ), а также персональные данные регулярно становятся способом совершения преступлений (например, кража средств с банковских карт)»– Анна Никитова, руководитель практики интеллектуального и информационного права Юридический группы «Яковлев и Партнеры»

При этом эксперты предупреждают: обязательное страхование создаст дополнительную нагрузку на бизнес. «Если будет введена обязательная страховка для всех компаний, обрабатывающих персональные данные, это создаст дополнительную нагрузку на бизнес. Страховка не отменяет необходимость соответствовать законодательству – компаниям по-прежнему нужно будет оплачивать рабочее время работников, ответственных за обработку персональных данных, оплачивать технические средства защиты. И дополнительно к этому придется выделять средства на финансовые гарантии или страховку»– Алексей Работягов, руководитель IT-практики КСК групп

Нарушения при работе с персональными данными происходят постоянно, так, в конце ноября 2017 года под подозрения попала сотрудница «Вымпелкома», которая за вознаграждение разглашала персональные данные абонентов . Гораздо более распространенными случаями нарушения конфиденциальности персональных данных являются кражи средств с банковских карт и утечка персональной информации, связанной с банкингом: количество киберпреступлений только за 2017 год увеличилось на 26%.

Работодатели смогут отправлять нетрезвых сотрудников на освидетельствование

Группа сенаторов и депутат Николай Говорин внесли в Госдуму законопроект, согласно которому работодатели смогут направлять нетрезвых работников на медицинское освидетельствование.

Новелла предусматривает, что при наличии оснований полагать, что работник находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, работодатель вправе направить его на медицинское освидетельствование. Направление на медицинское освидетельствование будет вручаться работнику под роспись, с обязательным указанием даты и времени вручения, для прохождения такого освидетельствования в течение двух часов с момента получения направления.

Освидетельствование будет производиться за счет работодателя. Кроме того, работодатель также должен обеспечить возможность освидетельствования в течение двух часов с момента вручения направления. 

Отказ от прохождения медосвидетельствования предлагается рассматривать как доказательство наличия состояния опьянения. 

Авторы законопроекта отмечают: в настоящее время работодателю сложно доказать в суде факт того, что работник действительно находился на рабочем месте в нетрезвом виде. Некоторые доказательства, например, видеозаписи, отвергаются судами, так как они не позволяют точно установить, был ли сотрудник пьян. В результате этого уволенные недобросовестные работники часто добиваются восстановления в должности именно в судебном порядке. 

Подобная практика приводит к формированию в обществе мнения о приемлемости и допустимости употребления опьяняющих веществ на рабочем месте, вследствие чего оказывает отрицательный воспитательный эффект. 

По мнению авторов, новелла также будет способствовать «общему снижению употребления алкоголя и наркотиков, повышению уровня здоровья населения и продолжительности жизни». 

Эксперты объяснили «аномальную» востребованность юристов в России

Профессор Университета Индианы в Блумингтоне (США) Михаил Алексеев и экономисты Тимур Натхов и Леонид Полищук из Высшей школы экономики (ВШЭ) объяснили, почему выпускники российских школ часто выбирают для поступления юридические факультеты разных вузов. 

«В России по-прежнему наблюдается аномальная популярность юриспруденции и управленческих специальностей», – отмечают авторы доклада «Качество институтов и выбор профессии: эмпирическое исследование на данных по российским регионам», представленного на международной конференции в Российской экономической школе. 

Вывод исследования таков: чем ниже в регионе развиты правовые институты собственности, налогов, частного предпринимательства, тем больше молодых людей с высокими баллами по ЕГЭ выбирают в качестве будущей специальности юриспруденцию или госуправление. Напротив, в регионах с развитыми институтами талантливые выпускники чаще выбирают технические специальности – программирование, инженерное дело, математику. 

Качество институциональной среды невозможно рассчитать напрямую. Поэтому авторы доклада взяли за показатель развития институтов индекс инвестиционного риска российских регионов, рассчитанный «Эксперт РА», а также данные Росстата по экономике субъектов. Более низкое значение инвестиционного риска отражает более высокое качество институтов – инвесторов привлекают регионы, где защищена собственность и лучше функционирует институт права.