Как участнику закупки подтвердить добросовестность

Установлен порядок представления информации, подтверждающий добросовестность участника закупки при проведении электронного конкурса. При осуществлении электронного конкурса с начальной ценой госконтракта 15 млн. рублей и менее, в том случае, если победитель снизил такую цену на 25% и более он должен: предоставить обеспечение выполнения госконтракта в полуторном размере, либо представить сведения, подтверждающие его добросовестность. К таким сведениям относится: данные о 3-х выполненных без штрафов госконтрактах за последний год, либо о 4-х госконтрактах за 2 года, которые на ? выполнены без наложения штрафов, либо о 3-х и более контрактах, выполненных за последние 3 года без применения санкций. В соответствии с ч. 5 ст. 37 44-ФЗ победители электронных конкурсов должны представить указанные сведения вместе с подписанным проектом госконтракта. В противном случае, госконтракт с таким лицом не оформляется и оно признается уклонившимся от подписания контракта. В том случае, если предметом электронного конкурса является поставка товаров, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения (продукты, лекарства, топлива, средства для оказания скорой медицинской помощи), наряду с указанными документами, победитель снизивший цену на 25% и более должен приложить обоснование цены поставляемого товара. Такое обоснование должно быть представлено: в составе заявки, подаваемой на поведение конкурса на бумажном носителе, с подписанным проектом госконтракта при проведении электронного конкурса. Таким образом, к победителям электронных конкурсов, снизившим начальную цену на 25% и более, применяются те же правила, что и к победителям электронных аукционов.

Заказчикам запретят закупать отдельные услуги и работы

Заказчикам запретят закупать услуги, которые они обязаны оказывать самостоятельно. Проект поправок разработал и внес на публичное обсуждение Минфин. Порядок распространят на бюджетные и автономные учреждения. Условие: услуги обязаны оказывать сами учреждения. Правило также распространят на закупку работ, но с оговоркой: правило не действует, если закупку предусмотрели в государственном или муниципальном задании. Если поправки примут, новые правила вступят в силу 1 января 2019 года. Авторы проекта пояснили: цель бюджетных и автономных учреждений – оказывать услуги по отдельным видам деятельности. Перечень работ и услуг предусматривают в государственном задании для каждого учреждения. Не выполнить госзадание учреждение не вправе. Поэтому учреждениям нельзя закупать услуги и работы, которые они обязаны оказывать самостоятельно. Вывод следует из части 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ и Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ. Право закупать товары, работы и услуги, которые нужны, чтобы выполнить госзадание, сохранят. Проект Федерального закона от 19.06.2018

Об утверждении перечня банков для открытия спецсчетов для внесения денежных средств в обеспечение заявок на участие в закупках

Распоряжение от 13 июля 2018 года №1451-р. Утверждён перечень банков, в которых участники закупок будут открывать специальные счета для внесения денежных средств в обеспечение заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг и проведение конкурсных процедур. Это необходимо для обеспечения надлежащей степени защиты этих денежных средств.
Внесено Минфином России.
Федеральным законом от 31 декабря 2017 года №504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”» установлено, что при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, закрытых электронных процедур денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках. Полномочия по определению перечня банков, в которых могут открываться такие счета, закреплены за Правительством России.
Постановлением Правительства от 29 июня 2018 года №748 установлены требования к таким банкам, включая требования к их финансовой устойчивости.
Подписанным распоряжением утверждён перечень, который включает 18 банков, соответствующих установленным требованиям.
Принятые решения необходимы для обеспечения надлежащей степени защиты денежных средств, размещаемых участниками закупок на специальных счетах в целях обеспечения заявок для проведения конкурсных процедур.

Минфин разработал законопроект, который упростит госзакупки у единственного поставщика

Если поправки примут, госзаказчику придется соблюдать меньше формальностей, заключая контракт с единственным поставщиком. Станет больше возможностей использовать этот способ закупки.
Расскажем об основных изменениях:
— больше не потребуется размещать извещения о закупке;
— не нужно будет обосновывать, почему закупка не проведена конкурентным способом;
— у единственного поставщика можно будет арендовать земельный участок.
Внешняя экспертиза для контрактов по результатам несостоявшихся электронных процедур станет необязательной. С 1 июля в таких случаях заказчик должен проводить внешнюю экспертизу: в перечень случаев, когда она не требуется, не добавили закупки у единственного поставщика по результатам несостоявшихся электронных процедур.
Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом, возможно, будут реже. Это потребуется только при определенных способах закупки и размере НМЦК. Их установит правительство. При этом необходимость согласования при запросах котировок уже исключена проектом.
В проекте есть и положения, усложняющие жизнь заказчика. Расчет и обоснование цены нужно будет включать во все контракты с единственным поставщиком.
Документ: Проект Федерального закона N 01/05/05-18/00080532 О внесении изменений в статьи 1, 34, 93-96 Закона N 44-ФЗ

Для заказчиков по 223-ФЗ: с 1 июля в Реестр договоров в ЕИС необходимо вносить информацию о субподрядных договорах

Как известно, до 1 июля 2018 г. была приостановлена обязанность заказчиков вносить в реестр договоров по 223-ФЗ информацию о заключенных субподрядных договорах в случае, если в договоре была установлена обязанность подрядчика (исполнителя) привлечь к исполнению договора субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
С 1 июля 2018 г. этот мораторий больше не действует, и информация о заключённых субподрядных договорах с субъектами МСП, включая информацию о субподрядчиках (соисполнителях), снова должна вноситься заказчиками в ЕИС.

Госзаказчик не может требовать, чтобы участник указывал в котировочной заявке свой ИНН

В форме котировочной заявки заказчик предусмотрел поле для ИНН участника закупки. Ни одна заявка не была отклонена из-за отсутствия этих данных.
Тем не менее контрольный орган и суды признали такое требование нарушением Закона N 44-ФЗ. Запрашивать у участника котировок информацию и документы, которые не предусмотрены Законом N 44-ФЗ, запрещено.
У Минэкономразвития было другое мнение.
Учитывая подход ФАС и судов, заказчику не стоит требовать от участников внести в заявку ИНН.
Документ: Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.06.2018 по делу N А59-4604/2017

Поставщикам хотят создать более комфортные условия работы

Минфин начал разрабатывать законопроект о снижении финансовой нагрузки на поставщиков по госзакупкам.
В частности, планируется создать гибкий механизм предоставления обеспечения исполнения контракта для СМП и СОНКО. Скорее всего, будут реализованы поручения Президента:
— определять размер обеспечения исполнения контракта в зависимости от фактической цены контракта;
— устанавливать предельный срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта;
— освободить от обязанности вносить денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта поставщиков, имеющих положительный трехлетний опыт исполнения аналогичных контрактов;
— сделать соразмерными для заказчика и поставщика штрафные санкции за нарушение контракта, если НМЦК не выше 20 млн руб.
Для многоэтапных контрактов планируется ввести поэтапную выплату аванса. Кроме того, хотят сделать обязательными условия о размере, порядке и сроках выплаты аванса.
Напомним, что сейчас в большинстве случаев контракт должен содержать условие о порядке и сроках оплаты. К порядку оплаты относят и положения о выплате аванса, если он предусмотрен контрактом.

Претензию по исполнению госконтракта можно направить с любого адреса электронной почты

Заказчик направил претензию с адреса электронной почты, который не был указан в контракте и не являлся официальным по данным сети Интернет. Исполнитель настаивал, что такое уведомление нельзя считать надлежащим.

Суды поддержали заказчика. В гражданском обороте можно использовать документы, полученные с помощью электронной связи. Если известно, что почтовый адрес принадлежит лицу или его компетентному сотруднику, то считается, что сообщение получено или отправлено от его имени, пока не доказано обратное.

Точку в деле поставил судья ВС РФ. Он также решил, что досудебный порядок урегулирования спора был соблюден, и отказал в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

Документы: Определение Верховного Суда РФ от 14.05.2018 по делу N А32-28069/2016

Для проведения госзакупок могут быть отобраны 10-11 торговых площадок — замглавы Минфина

Для проведения закупок в соответствии с законом «О контрактной системе» (44-ФЗ) могут быть отобраны 10-11 электронных торговых площадок (ЭТП), заявил заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2018).
«По нашим оценкам, требованиям, которые предъявляются к ЭТП, претендующим на проведение госзакупок, будут соответствовать около 10 площадок», — сказал А.Лавров.
По его словам, в их число входят те шесть ЭТП, которые в настоящее время аккредитованы для проведения закупок по 44-ФЗ. «К ним добавится еще 4-5 площадок», — полагает он.
Как сообщалось, Минфин в апреле текущего года определил финальные требования к ЭТП, работающим по 44-ФЗ. Так, на получение статуса ЭТП, удовлетворяющей этим требованиям и имеющей право организовывать закупки в соответствии с 44-ФЗ, могут претендовать только те площадки, которые в период с 1 января 2015 года по 11 мая 2018 года проводили закупки в соответствии с законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ) и обеспечивали взаимодействие с Единой информационной системой (ЕИС) в области закупок. Причем объем таких закупок (извещения о них должны были размещаться в ЕИС) за этот период должен составлять не менее 1 трлн рублей.
До 1 января 2019 года ЭТП, претендующие на получение названного статуса, могут ограничиться уставным капиталом в размере 20 млн рублей и обеспечением исполнения обязательств оператора ЭТП в размере 250 млн рублей, из которых 50 млн рублей должны быть внесены на специальный счет Федерального казначейства. С начала 2019 года ЭТП должны увеличить эти показатели до соответственно 100 млн рублей и 500 млн рублей. Причем доля иностранных владельцев в уставном капитале такой ЭТП не должна превышать 25%.
Кроме того, в требования включено соблюдение значительного числа технических норм, соблюдение которых должно обеспечить надежность и бесперебойность работы ЭТП, а также безопасность обработки данных.
В настоящее время закупки в рамках 44-ФЗ могут организовывать шесть ЭТП. При этом пять из них были аккредитованы на проведение таких закупок в 2009 году. С ними (ЕЭТП, «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы» и ГУП «Агентство по госзаказу РТ») Минэкономразвития и ФАС России подписали трехсторонние соглашения, которые ежегодно продлеваются. Предполагалось, что с принятием 44-ФЗ в 2013 году начнет действовать новый механизм отбора ЭТП для проведения госзакупок, однако этого до сих пор не произошло.
В 2017 году право организовывать закупки в рамках 44-ФЗ получил «Российский аукционный дом» (РАД).
В конце прошлого года были приняты масштабные поправки к закону «О контрактной системе», которые предусматривают перевод всех закупочных процедур госзаказчиков в электронный вид и их проведение на той или иной ЭТП. При этом вопросы определения операторов ЭТП, имеющих право организовывать закупочные процедуры по 44-ФЗ, как и требований к таким операторам, переданы на уровень правительства РФ.
В начале текущего года эксперты оценивали затраты ЭТП, не аккредитованных для работы в рамках 44-ФЗ, на доступ к сегменту госзакупок в 300 млн рублей.

Товарный знак в заявке по 44-ФЗ можно указывать по-разному

Суд пояснил, как можно указывать на товарный знак в заявке по 44-ФЗ на примере: участник электронного аукциона указал в заявке товарный знак в виде картинки. Для этого он перенес изображение с официального сайта поставщика, скопировав символ из PDF в Word. Но комиссия посчитала, что непонятно, какой именно товарный знак предложил участник, и отклонила заявку.

Свою очередь суд признал такое решение неправомерным, объяснив, что по требованиям закона и документации в заявке нужно указывать товарный знак при его наличии. Участник выполнил это требование и включил в заявку указание на товарный знак.Было отмечено, что рассматриваемый товарный знак зарегистрирован как словесное обозначение.

У ФАС по этому поводу есть своя позиция. В антимонопольном органе считают, что 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар во время подачи заявки. Поэтому требование заказчика подробно описать в заявке товар можно воспринять как ограничение доступа к участию в закупке.