Для проведения госзакупок могут быть отобраны 10-11 торговых площадок — замглавы Минфина

Для проведения закупок в соответствии с законом «О контрактной системе» (44-ФЗ) могут быть отобраны 10-11 электронных торговых площадок (ЭТП), заявил заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2018).
«По нашим оценкам, требованиям, которые предъявляются к ЭТП, претендующим на проведение госзакупок, будут соответствовать около 10 площадок», — сказал А.Лавров.
По его словам, в их число входят те шесть ЭТП, которые в настоящее время аккредитованы для проведения закупок по 44-ФЗ. «К ним добавится еще 4-5 площадок», — полагает он.
Как сообщалось, Минфин в апреле текущего года определил финальные требования к ЭТП, работающим по 44-ФЗ. Так, на получение статуса ЭТП, удовлетворяющей этим требованиям и имеющей право организовывать закупки в соответствии с 44-ФЗ, могут претендовать только те площадки, которые в период с 1 января 2015 года по 11 мая 2018 года проводили закупки в соответствии с законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ) и обеспечивали взаимодействие с Единой информационной системой (ЕИС) в области закупок. Причем объем таких закупок (извещения о них должны были размещаться в ЕИС) за этот период должен составлять не менее 1 трлн рублей.
До 1 января 2019 года ЭТП, претендующие на получение названного статуса, могут ограничиться уставным капиталом в размере 20 млн рублей и обеспечением исполнения обязательств оператора ЭТП в размере 250 млн рублей, из которых 50 млн рублей должны быть внесены на специальный счет Федерального казначейства. С начала 2019 года ЭТП должны увеличить эти показатели до соответственно 100 млн рублей и 500 млн рублей. Причем доля иностранных владельцев в уставном капитале такой ЭТП не должна превышать 25%.
Кроме того, в требования включено соблюдение значительного числа технических норм, соблюдение которых должно обеспечить надежность и бесперебойность работы ЭТП, а также безопасность обработки данных.
В настоящее время закупки в рамках 44-ФЗ могут организовывать шесть ЭТП. При этом пять из них были аккредитованы на проведение таких закупок в 2009 году. С ними (ЕЭТП, «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы» и ГУП «Агентство по госзаказу РТ») Минэкономразвития и ФАС России подписали трехсторонние соглашения, которые ежегодно продлеваются. Предполагалось, что с принятием 44-ФЗ в 2013 году начнет действовать новый механизм отбора ЭТП для проведения госзакупок, однако этого до сих пор не произошло.
В 2017 году право организовывать закупки в рамках 44-ФЗ получил «Российский аукционный дом» (РАД).
В конце прошлого года были приняты масштабные поправки к закону «О контрактной системе», которые предусматривают перевод всех закупочных процедур госзаказчиков в электронный вид и их проведение на той или иной ЭТП. При этом вопросы определения операторов ЭТП, имеющих право организовывать закупочные процедуры по 44-ФЗ, как и требований к таким операторам, переданы на уровень правительства РФ.
В начале текущего года эксперты оценивали затраты ЭТП, не аккредитованных для работы в рамках 44-ФЗ, на доступ к сегменту госзакупок в 300 млн рублей.

Товарный знак в заявке по 44-ФЗ можно указывать по-разному

Суд пояснил, как можно указывать на товарный знак в заявке по 44-ФЗ на примере: участник электронного аукциона указал в заявке товарный знак в виде картинки. Для этого он перенес изображение с официального сайта поставщика, скопировав символ из PDF в Word. Но комиссия посчитала, что непонятно, какой именно товарный знак предложил участник, и отклонила заявку.

Свою очередь суд признал такое решение неправомерным, объяснив, что по требованиям закона и документации в заявке нужно указывать товарный знак при его наличии. Участник выполнил это требование и включил в заявку указание на товарный знак.Было отмечено, что рассматриваемый товарный знак зарегистрирован как словесное обозначение.

У ФАС по этому поводу есть своя позиция. В антимонопольном органе считают, что 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар во время подачи заявки. Поэтому требование заказчика подробно описать в заявке товар можно воспринять как ограничение доступа к участию в закупке.

Минфин разъяснил вопрос о расчете величины аванса по Закону 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ допускает выплату авансов по госконтрактам. Для некоторых групп заказчиков установлены ограничения, касающиеся максимальных размеров предоплаты. Но не всем понятно, как трактовать нормы законодательства.
У участников контрактной системы возникают вопросы о применении пункта 16.1 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ. В нем говорится, что бюджетные учреждения при расчете и выплате аванса должны соблюдать требования, определенные в нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между распорядителями и получателями средств из бюджета. В своем письме от 15 марта 2018 г. № 09-01- 09/16085 Минфин разъяснил этот вопрос. Бюджетные и автономные учреждения должны ориентироваться на предельные суммы авансов, которые допускается выплачивать поставщикам, исполнителям и подрядчикам по госконтрактам. В нормативно-правовых актах не оговариваются исключения для различных источников финансового обеспечения. Поэтому предельных показателей нужно придерживаться не только при закупках на средства, выделенные из государственной или региональной казны, но даже если заказчики проводят закупки за счет собственных денег.

За год средняя цена одного заключенного госконтракта выросла на 12,3%

По итогам I квартала средняя цена одного заключенного госконтракта выросла на 12,3%. Об этом свидетельствуют результаты отчета Минфина по осуществлению госзакупок в I квартале 2017 г.

За отчетный период в Единой информационной системе было размещено почти 810 тыс. извещений о  закупках, стоимостью около 1,66 трлн руб. Средняя цена одной закупки составила почти 2,05 млн руб. При этом с января по март было заключено около 945 тыс. контрактов, объемом более 1,26 трлн руб., а средняя цена одного госконтракта достигла почти 1,33 млн руб. Для сравнения, в 2017 г. этот показатель был  на 12,3 % ниже.

По данным министерства, в тройке самых крупных госзаказчиков сегодня Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство внутренних дел РФ и ГУП «Черноморнефтегаз».

Из данных отчета, также видно, что в I квартале было размещено более 234 тыс. извещений о закупках для СМП и СОНКО. Объем извещений – почти 200,7 млрд руб. На их основании было заключено более 241 тыс. контрактов общим объемом около 147,4 млрд руб. Средняя цена контракта, заключенного с СМП и СОНКО, составила 611,6 тыс. руб.

Если заказчик проводит приемку своими силами, отдельный документ об экспертизе не нужен

Закон о контрактной системе обязывает заказчиков проводить экспертизу при приемке, чтобы удостовериться, что товар, работа или услуга соответствуют всем требованиям.

Можно выбрать один из двух способов: провести проверку своими силами или обратиться к экспертам. Если заказчик выбирает первый вариант, он может поручить проведение экспертизы контрактному управляющему или же создать приемочную комиссию. Если к приемке привлечены эксперты, результаты проверки они оформляют заключением. В этом документе прописывают список нарушений, рекомендации по их устранению и сроки. По итогу приемки оформляется акт, который подписывают обе стороны — заказчик и поставщик. Если были выявлены серьезные нарушения, поставщику или исполнителю выдают отказ с объяснением причин такого решения. Некоторые заказчики испытывают сложности при подготовке документации по итогам приемки. В 44-ФЗ четко не указано, необходимо ли составлять заключение по результатам экспертизы, если она проводилась силами заказчика. Свою позицию по этому вопросу высказал Минфин. В своем письме от 06.02.2018 № 24-03-08/6839 ведомство указало, что при проведении экспертизы без привлечения экспертов ее итоги оформляются актом о приемке. Отдельного заключения составлять не нужно.

Путин подписал закон об уголовной ответственности при госзакупках

Президент РФ Владимир Путин подписал закон о введении уголовной ответственности за нарушения при госзакупках.

Теперь за сговор при проведении торгов и подкуп заказчика мошенников ждет наказание по одной из двух новых статей Уголовного кодекса.

Напомним, законопроект был предложен лично Владимиром Путиным в начале апреля. На его окончательное утверждение в третьем чтении депутатам не понадобилось и двух недель. Закон вступит в силу через десять дней со дня официального опубликования.

За нарушения, причинившие крупный ущерб, или сговор при закупках новый закон вводит штраф от 200 тыс. руб. до 1 млн руб. Максимальное наказание по новой статье — лишение свободы на срок до 7 лет.

За подкуп на сумму более 1 млн руб. мошенники получат штрафы в размере от 2 млн руб. до 5 млн руб. и могут лишиться свободы на срок от 7 до 12 лет, а провокация на подкуп повлечет за собой штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере доходов осужденного за период до 18 месяцев. Преступник также может быть приговорен к принудительным работам или лишению свободы на срок до 5 лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Госконтракты от 1 млн руб. потребуют обеспечения заявок

 Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, устанавливающее начальную стоимость контрактов, для которых необходимо будет обеспечение, до 1 млн руб. Постановление опубликовано на сайте Белого дома.

Контракты стоимость 1 млн руб. и выше потребуют обязательного обеспечения заявок. Заказчик обязан будет указать сумму банковской гарантии в документации к закупке.

Такая мера должна ограничить участие в закупках недобросовестных поставщиков товаров, работ, услуг и сделать торги более конкурентными, отсеяв ненадежных участников.

Закон об уголовной ответственности за подкуп и сговор принят окончательно

Госдума приняла в третьем и последнем чтении законопроект, вводящий в Уголовный кодекс две новые статьи о мошенничестве при госзакупках.

Напомним, в настоящее время лица, виновные в подкупе или сговоре при госзакупках, чаще всего отделываются административным наказанием. Предложенный президентом РФ Владимиром Путиным законопроект в корне меняет эту ситуацию.

Интересно, что документ был принят в кратчайшие сроки: он прошел первое чтение в Госдуме в начале апреля, т.е. на его окончательное утверждение депутатам не понадобилось и двух недель. Закон вступит в силу через десять дней со дня официального опубликования.

Напомним, закон вводит уголовное наказание для лиц, не являющихся должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации. Если такие лица совершают нарушение, причинившее крупный ущерб, или вступают в сговор при закупках, законопроект позволяет оштрафовать их на сумму от 200 тыс. руб. до 1 млн руб. Максимальное наказание по новой статье — лишение свободы на срок до 7 лет.

За подкуп на сумму более 1 млн руб. мошенники получат штрафы в размере от 2 млн руб. до 5 млн руб. и могут лишиться свободы на срок от 7 до 12 лет, а провокация на подкуп повлечет за собой штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере доходов осужденного за период до 18 месяцев. Преступник также может быть приговорен к принудительным работам или лишению свободы на срок до 5 лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

ФАС разъяснила особенности расчета сроков при одностороннем отказе от госконтракта

Разъяснения касаются подсчета тридцатидневного срока для определения даты надлежащего уведомления контрагента заказчика об одностороннем отказе от контракта, а также даты вступления в силу решения о таком отказе.

 Из письма ФАС следует, что если последний день указанного тридцатидневного срока приходится на нерабочий, то независимо от этого следующий за ним день и будет датой надлежащего уведомления.

 Решение об одностороннем отказе вступает в силу через десять дней со дня надлежащего уведомления. Начинается этот срок на следующий день после даты надлежащего уведомления. Если десятый день попадает на нерабочий, то по ГК РФ он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день, указывает ФАС. Это и будет день окончания срока, а решение об отказе в данном случае вступит в силу на следующий день.

 Следуя логике ФАС, приведем пример расчета. Так, тридцатый день выпал на нерабочий день — 7 апреля 2018 года. Днем надлежащего уведомления в этом случае будет 8 апреля. С 9 апреля начнет исчисляться десятидневный срок. Десятый день — 18 апреля. Если бы этот день был нерабочим, а 19 апреля — рабочим днем, то решение об одностороннем отказе от контракта вступило бы в силу 20 апреля.

 Важно отметить, что правила ГК РФ об определении сроков ФАС применяет только при расчете срока вступления в силу решения об отказе от контракта. При определении срока надлежащего уведомления ведомство эти правила не использует.

Путин предложил вести аудиозапись судебных заседаний

Президент Владимир Путин внес на рассмотрение в Госдуму законопроект, направленный на совершенствование судебной системы.

Поправки предполагают сразу несколько изменений. Так, они закрепляют в Гражданском процессуальном кодексе (ГПК) и Кодексе административного судопроизводства (КАС) процессуальный статус помощника судьи по аналогии с тем, как это уже сделано в Арбитражном процессуальном кодексе (АПК). Кроме того, во все три кодекса вносятся корреспондирующие изменения, касающиеся процессуальных полномочий помощника судьи. 

Кроме того, отныне судья, рассматривающий гражданское или административное дело, сможет объявить предварительное судебное заседание основным, если для этого нет каких-либо препятствий.

Изменения коснутся и порядка формирования состава судов. Для этого, согласно документу, будет использоваться автоматизированная система, то есть судебная коллегия будет создаваться случайным образом. «Такой способ исключит влияние лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, на судебный процесс и позволит укрепить самостоятельность и независимость судей», – уверен президент.

Наконец, самая важная часть законопроекта: он предусматривает обязательную аудиозапись судебных заседаний по гражданским и уголовным делам в судах первой и апелляционной инстанций, а также возможность подачи замечаний относительно неточности и неполноты аудиозаписи. 

В случае принятия, все эти новеллы вступят в силу 1 января 2019 года.