Фактический адрес сделают необязательным при регистрации юрлица

Президиум проектного офиса правительства одобрил регистрацию бизнеса без фактического адреса, знает «Коммерсант». При этом саму компанию можно будет регистрировать с помощью банков на базе электронного сервиса или почтового ящика. Эксперты полагают, что такие меры позволят вывести немалое количество предпринимателей из тени.

Услугу по регистрации окажут банки, она может проходить удаленно, по мнению главы Минэкономики Максима Орешкина – «это тектонический сдвиг для корпоративного законодательства». В перспективе такая же форма может использоваться и для закрытия бизнеса. При этом при электронном формате регистрации предлагается отменить госпошлину, а банки, в свою очередь, готовы для малого и среднего бизнеса открывать счета и предоставлять базовые услуги также с нулевой стоимостью, что должно упросить создание бизнеса. Законопроекты, регламентирующие подобный порядок, планируется создать в ближайшие месяцы.

Эксперты отмечают, что за несовпадение юридического и фактического адреса банки блокировали счета, а налоговая аннулировала свидетельство о регистрации – санкции были слишком жесткие. При этом с принятием подобного закона отпадет необходимость в местах массовой регистрации. Считается, что до 20% предпринимателей офис попросту не нужен.

Минфин разрабатывает требования к электронным площадкам

По данным “Ъ”, Минфин начал работу над самым конфликтным документом в области закупок — требованиями к электронным торговым площадкам (ЭТП), работающим в этой сфере. За основу взят документ, подготовленный самими ЭТП еще в 2016 году, однако цифровизация сферы потребует его доработки. В частности, остается нерешенным вопрос о том, кто заплатит за подключение площадок к независимому регистратору: пока Минфин рассчитывает, что ЭТП сделают это за свой счет, ссылаясь на отсутствие в бюджете средств, что вызывает недовольство у операторов.

Как стало известно “Ъ”, заместитель главы Минфина Алексей Лавров провел во вторник совещание с участием 12 крупнейших ЭТП для госзакупок и закупок госкомпаний. Обсуждалось формирование требований к электронным площадкам, а также подход к финансовой модели их работы. Для запуска процесса цифровизации закупок Минфину до 1 июля предстоит принять около 30 подзаконных актов: ведомство подготовило предварительный план их разработки, и, как заявляла в ходе Гайдаровского форума глава профильного департамента министерства Татьяна Демидова, требования к ЭТП — один из самых потенциально конфликтных документов в нем.

По материалам совещания у господина Лаврова за основу требований были взяты предложения шести площадок для госзаказа — «Сбербанка-АСТ», ЕЭТП, ММВБ—ИТ, «РТС-Тендера», Агентства по госзаказу Татарстана и Российского аукционного дома, а также ЭТП «ТЭК Торг»,— подготовленные еще в ноябре 2016 года по запросу ФАС. Именно они оказались в раздаточных материалах Минфина. Как рассказали “Ъ” участники совещания, Алексей Лавров назвал требования «проработанными». Не вызвали возражений ведомства и согласованные операторами технические требования к ЭТП и мерам их информбезопасности.

По материалам совещания (есть у “Ъ”), оператором ЭТП предлагается считать юрлицо, включенное в перечень, утвержденный правительством. Проверять оператора уполномоченный орган сможет только раз в год. Учредителем ЭТП не сможет выступать иностранный гражданин или юрлицо, владеющие прямо или косвенно (через иных лиц) более чем 25% его капитала. Оператор обязан будет размещать серверы ЭТП в РФ, а также «обеспечить интеграцию ЭТП с государственными информационными системами». Чтобы работать в системе госзаказа, ЭТП необходимо будет 100 млн руб. капитала. Отметим, что по крайней мере часть ЭТП намерена добиваться введения переходного периода для выполнения этого требования. «От наших предложений решили оттолкнуться. Но за год было много законодательных изменений: пока не решен вопрос управления обеспечением через спецсчета и порядок взаимодействия с банками. Их еще нужно будет дорабатывать»,— рассказал “Ъ” глава «ТЭК-Торга» Дмитрий Сытин.

Отметим, что ранее свой вариант требований к площадкам операторам разослало и Минэкономики от имени заместителя главы ведомства Михаила Расстригина. Этот более жесткий проект (в частности, предполагающий повышение требований к капиталу ЭТП до 250 млн руб.) готовил, по данным “Ъ”, экс-глава департамента развития контрактной системы ведомства Максим Чемерисов. Уже после передачи Минфину полномочий по регулированию закупок чиновнику пришлось продлевать с ЭТП ранее подписанное Минэкономики и ФАС соглашение об их работе (см. “Ъ” от 6 декабря), однако Минфин явно не намерен делиться с ним регуляторными полномочиями: на совещании у господина Лаврова предложения господина Чемерисова не обсуждались.

Сами операторы площадок говорят, что отвечают уже более высоким требованиям, чем к ним предъявляли в 2010 году, и Минфину нужно просто зафиксировать положение вещей. «По сути, самостоятельно достигнутые площадками высокие требования занижать нет никакого смысла, их необходимо просто перенести в готовящееся постановление правительства»,— считает глава «Единой электронной торговой площадки» Антон Емельянов.

Вопросы у руководителей площадок вызвало финансирование подключения к системе «Независимый регистратор». По закону подключение должен оплачивать бюджет, но на совещании в Минфине выяснилось, что в бюджете на это нет денег (это подтвердил представитель Минкомсвязи), и был поднят вопрос подключения операторов за свой счет. В ЭТП, в свою очередь, указывают на то, что использование ГИС «Независимый регистратор» законодательно не закреплено, не определено и контролирующее его ведомство. Недовольство ЭТП вызвала и попытка Минфина распространить обсуждаемые требования на площадки, работающие в рамках закона о банкротстве. «Операторы, обеспечивающие проведение торгов в процедурах несостоятельности, подлежат саморегулированию. Именно СРО операторов наделены правом определять требования к ним»,— отметил в беседе с “Ъ” один из руководителей ЭТП.

В итоге Минфин сформировал рабочую группу из операторов ЭТП, которую возглавил «Сбербанк-АСТ», к 10 февраля она должна представить консолидированную позицию по обновленному документу. В марте Минфин планирует обсудить требования в правительстве и принять их в апреле.

Обязательное страхование персональных данных: чего ждать от инициативы

В правительстве обсуждают введение обязательной страховки или финансовой гарантии для компаний, которые обрабатывают персональные данные. Такая инициатива обсуждается в рамках программы «Цифровая экономика». Окончательное решение по вопросу примут к июлю этого года. Эксперты оценили для «Право.ru» перспективы такого регулирования.

Предполагается, что все операторы персональных данных будут иметь страховку или финансовую гарантию за счет собственных средств или банковской гарантии, сообщают «Ведомости». Норма, в случае принятия, может коснуться практически всех компаний.

При работе с персональными данными предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность, а также дисциплинарная в рамках трудового законодательства, рассказывает Анна Никитова, руководитель практики интеллектуального и информационного права Юридический группы «Яковлев и Партнеры».

Алексей Работягов, руководитель IT-практики КСК групп подчеркивает, что по действующему законодательству нарушения при работе с персональными данными связаны с незаконной обработкой (несоответствующей заявленным целям), обработкой без согласия субъекта, нарушением конфиденциальности и т. д. Штрафы при этом за нарушения для юридических лиц составляют 15 000–75 000 руб. за каждое нарушение. «В ходе проверок может быть выявлен целый ряд нарушений, в итоге сумма штрафов за нарушения может быть существенно выше», — отмечает Работягов.

Политика конфиденциальности и Правила обработки персональных данных, которые действуют в компаниях-операторах персональных данных, а также другие меры, защищающие от утечек информации, являются недостаточными, считает Никитова. Обязательное страхование было бы полезным для банков, интернет-магазинов, платежных систем, корпоративных сайтов коллекторских агентств, компаний, использующих CRM-системы (система управления взаимоотношениями с клиентами) и других компаний, на сайте или информационном портале которых посетители оставляют личную информацию (как минимум, для авторизации), отмечает она. «Учитывая переход к цифровой экономике, логично, что персональные данные становятся одним из наиболее значимых активов. Более того, как уже свидетельствует судебная практика, неоднократно выявлялись факты нарушения установленных требований обработки персональных данных, что приводило к привлечению компанию к административной ответственности (ст. 13.11 КоАП РФ), а также персональные данные регулярно становятся способом совершения преступлений (например, кража средств с банковских карт)»– Анна Никитова, руководитель практики интеллектуального и информационного права Юридический группы «Яковлев и Партнеры»

При этом эксперты предупреждают: обязательное страхование создаст дополнительную нагрузку на бизнес. «Если будет введена обязательная страховка для всех компаний, обрабатывающих персональные данные, это создаст дополнительную нагрузку на бизнес. Страховка не отменяет необходимость соответствовать законодательству – компаниям по-прежнему нужно будет оплачивать рабочее время работников, ответственных за обработку персональных данных, оплачивать технические средства защиты. И дополнительно к этому придется выделять средства на финансовые гарантии или страховку»– Алексей Работягов, руководитель IT-практики КСК групп

Нарушения при работе с персональными данными происходят постоянно, так, в конце ноября 2017 года под подозрения попала сотрудница «Вымпелкома», которая за вознаграждение разглашала персональные данные абонентов . Гораздо более распространенными случаями нарушения конфиденциальности персональных данных являются кражи средств с банковских карт и утечка персональной информации, связанной с банкингом: количество киберпреступлений только за 2017 год увеличилось на 26%.

Работодатели смогут отправлять нетрезвых сотрудников на освидетельствование

Группа сенаторов и депутат Николай Говорин внесли в Госдуму законопроект, согласно которому работодатели смогут направлять нетрезвых работников на медицинское освидетельствование.

Новелла предусматривает, что при наличии оснований полагать, что работник находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, работодатель вправе направить его на медицинское освидетельствование. Направление на медицинское освидетельствование будет вручаться работнику под роспись, с обязательным указанием даты и времени вручения, для прохождения такого освидетельствования в течение двух часов с момента получения направления.

Освидетельствование будет производиться за счет работодателя. Кроме того, работодатель также должен обеспечить возможность освидетельствования в течение двух часов с момента вручения направления. 

Отказ от прохождения медосвидетельствования предлагается рассматривать как доказательство наличия состояния опьянения. 

Авторы законопроекта отмечают: в настоящее время работодателю сложно доказать в суде факт того, что работник действительно находился на рабочем месте в нетрезвом виде. Некоторые доказательства, например, видеозаписи, отвергаются судами, так как они не позволяют точно установить, был ли сотрудник пьян. В результате этого уволенные недобросовестные работники часто добиваются восстановления в должности именно в судебном порядке. 

Подобная практика приводит к формированию в обществе мнения о приемлемости и допустимости употребления опьяняющих веществ на рабочем месте, вследствие чего оказывает отрицательный воспитательный эффект. 

По мнению авторов, новелла также будет способствовать «общему снижению употребления алкоголя и наркотиков, повышению уровня здоровья населения и продолжительности жизни». 

Эксперты объяснили «аномальную» востребованность юристов в России

Профессор Университета Индианы в Блумингтоне (США) Михаил Алексеев и экономисты Тимур Натхов и Леонид Полищук из Высшей школы экономики (ВШЭ) объяснили, почему выпускники российских школ часто выбирают для поступления юридические факультеты разных вузов. 

«В России по-прежнему наблюдается аномальная популярность юриспруденции и управленческих специальностей», – отмечают авторы доклада «Качество институтов и выбор профессии: эмпирическое исследование на данных по российским регионам», представленного на международной конференции в Российской экономической школе. 

Вывод исследования таков: чем ниже в регионе развиты правовые институты собственности, налогов, частного предпринимательства, тем больше молодых людей с высокими баллами по ЕГЭ выбирают в качестве будущей специальности юриспруденцию или госуправление. Напротив, в регионах с развитыми институтами талантливые выпускники чаще выбирают технические специальности – программирование, инженерное дело, математику. 

Качество институциональной среды невозможно рассчитать напрямую. Поэтому авторы доклада взяли за показатель развития институтов индекс инвестиционного риска российских регионов, рассчитанный «Эксперт РА», а также данные Росстата по экономике субъектов. Более низкое значение инвестиционного риска отражает более высокое качество институтов – инвесторов привлекают регионы, где защищена собственность и лучше функционирует институт права.

Госдума одобрила новую процедуру в банкротстве юрлиц

Государственная Дума в первом чтении одобрила законопроект о применении механизма реструктуризации долгов в делах о банкротстве юрлиц.

Поправки направлены на расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц. У должника и его кредиторов появится возможность ходатайствовать перед судом не только о признании должника банкротом, но и о введении специальной процедуры, которая не предусматривает конкурсного производства –процедуры реструктуризации долгов. В настоящий момент банкротное законодательство не предусматривает такой процедуры. 

Помимо этого законопроект предполагает, что по результатам рассмотрения судом заявления о банкротстве должник может быть признан несостоятельным и в отношении него будет открыто конкурсное производство, минуя процедуру наблюдения. Такая мера позволит сократить сроки и издержки на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Поправки устанавливают порядок проведения процедуры реструктуризации долгов. Должник будет обязан в течение четырех месяцев предложить план реструктуризации задолженности. Кроме того, право предложить свой план в течение этого срока получат также конкурсный кредитор, антикризисный управляющий, учредитель и представитель работников должника. 

Срок реализации плана реструктуризации долгов не может превышать четырех лет со дня утверждения его арбитражным судом. Однако по решению собрания кредиторов этот срок может быть продлен, но не более чем еще на четыре года. Законопроект также предусматривает другие положения, направленные на обеспечение «гибкой вариативной реабилитационной процедуры реструктуризации долгов».

Принятие проекта федерального закона будет способствовать сокращению сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, повышению их эффективности и увеличению размера погашения требований кредиторов, а также защите интересов должников, испытывающих временные трудности, но имеющих возможность восстановить свою платежеспособность при предоставлении необходимых для этого правовых инструментов.

Проект закона вызвал бурные обсуждения в стенах Госдумы. Некоторые депутаты высказались решительно против его принятия, но большинство положительно оценили инициативу, отметив, тем не менее, что законопроект требует доработки. 

Налоговые проверки бизнеса сделают втрое короче

Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров внес в Госдуму законопроект, смягчающий контроль налоговых служб над бизнесом. Первое чтение запланировано на 6 декабря, сообщают «Ведомости».

В первую очередь предлагается сократить втрое срок камеральной проверки – до одного месяца. ФНС такую идею не одобряет – уложиться в такой срок трудно, учитывая время, выделенное компаниям на предоставление необходимых документов. Вопросы к инициативе есть и у правительства – считается, что такие темпы снизят качество проверок, что в итоге приведет к спорам и потерям в бюджете.

Проект заранее планируется доработать ко второму чтению. В Минфине сообщили, что такое сокращение срока – слишком резкое и необходимо искать компромисс.

Также законопроект предлагает контролировать внешнеэкономические сделки с порогом в 60 млн руб., сейчас налоговики контролируют любую внешнюю сделку. За прошлый год в ведомство предоставили более 15 000 уведомлений, из них 60% – внутрироссийские. Сообщается, что число уведомлений растет с каждым годом. ФНС уже сокращала срок проверки до двух месяцев для добросовестных компаний, без внесений поправок в Налоговый кодекс.

Также законопроект конкретизирует круг внутренних сделок, цены по которым контролирует налоговая, – он уточнен с 1 до 3 млрд руб.

Проверка документации госзакупок «на ходу»

«Мегафон» выходит на рынок юридических услуг и предлагает сервис «Анализ закупки за час». Она позволяет в автоматизированном порядке проверить документы госзакупки и при надобности оформить жалобу в ФАС, сообщает «Коммерсантъ».

Представитель оператора связи заметил, что не все могут участвовать в торгах, так как им не по карману штатный юрист и они не могут разобраться в документах конкурса. Воспользоваться же сервисом «Мегафона» можно за 10 000 руб. Тестирование показало, что время работы с документацией сократилось с четырех часов до часа, а количество успешных обращений в ФАС превысило 95%.

Оператор связи планирует дополнить сервис новыми параметрами для оценки документации, возможность анализа закупок компаний с госучастием и коммерческих организаций и вывод на рынок услуги «Электронный документооборот». 

За 2016 год в ФАС поступило больше 84 000 жалоб, что на 20,7% больше, чем в 2015 году.

Медведев облегчил малому бизнесу доступ к госзакупкам

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление Правительства, которое облегчает доступ малого и среднего предпринимательства (МСП) к госзакупкам. Об этом сообщает пресс-служба Правительства.

Правительство снизило порог по годовому объему выручки и величине активов заказчиков, при которых они могут проводить закупки у субъектов МСП. Если раньше порог равнялся 2 млрд руб., то теперь 500 млн руб. Кроме того, в перечень заказчиков включили федеральные и региональные автономные учреждения.

«Рассчитываю, что эти решения позволят дополнительно привлечь к участию в закупках более тысячи новых заказчиков федерального и регионального уровней и уже в следующем году увеличить объём закупок у малого бизнеса до 3 трлн рублей», – сказал Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами.

Глава Правительства напомнил, что подписал документ 15 ноября. Ранее президент Владимир Путин поручил министрам поэтапно расширить доступ МСП к закупкам крупнейших заказчиков.

Минфин напомнил, как вернуть госпошлину, если суд не принял иск

Если определение суда об отказе в принятии или возвращении иска принято по АПК РФ и КАС РФ, то о возврате госпошлины должно быть указано в самом акте. К заявлению нужно приложить решение, определение или справку суда с основаниями возврата. Если заявитель хочет получить всю сумму, то потребуются оригиналы платежек, при частичном возврате достаточно их копий.

Что касается ГПК РФ, то он не регулирует этот вопрос. Минфин считает, что госпошлину должны вернуть независимо от того, сказал ли суд об этом в определении. К заявлению надо приложить справку суда, в которой указаны основания для возврата.

Документ: Письмо ФНС России от 23.10.2017 N ГД-4-8/21383