Госконтракты от 1 млн руб. потребуют обеспечения заявок

 Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, устанавливающее начальную стоимость контрактов, для которых необходимо будет обеспечение, до 1 млн руб. Постановление опубликовано на сайте Белого дома.

Контракты стоимость 1 млн руб. и выше потребуют обязательного обеспечения заявок. Заказчик обязан будет указать сумму банковской гарантии в документации к закупке.

Такая мера должна ограничить участие в закупках недобросовестных поставщиков товаров, работ, услуг и сделать торги более конкурентными, отсеяв ненадежных участников.

Закон об уголовной ответственности за подкуп и сговор принят окончательно

Госдума приняла в третьем и последнем чтении законопроект, вводящий в Уголовный кодекс две новые статьи о мошенничестве при госзакупках.

Напомним, в настоящее время лица, виновные в подкупе или сговоре при госзакупках, чаще всего отделываются административным наказанием. Предложенный президентом РФ Владимиром Путиным законопроект в корне меняет эту ситуацию.

Интересно, что документ был принят в кратчайшие сроки: он прошел первое чтение в Госдуме в начале апреля, т.е. на его окончательное утверждение депутатам не понадобилось и двух недель. Закон вступит в силу через десять дней со дня официального опубликования.

Напомним, закон вводит уголовное наказание для лиц, не являющихся должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации. Если такие лица совершают нарушение, причинившее крупный ущерб, или вступают в сговор при закупках, законопроект позволяет оштрафовать их на сумму от 200 тыс. руб. до 1 млн руб. Максимальное наказание по новой статье — лишение свободы на срок до 7 лет.

За подкуп на сумму более 1 млн руб. мошенники получат штрафы в размере от 2 млн руб. до 5 млн руб. и могут лишиться свободы на срок от 7 до 12 лет, а провокация на подкуп повлечет за собой штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере доходов осужденного за период до 18 месяцев. Преступник также может быть приговорен к принудительным работам или лишению свободы на срок до 5 лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

ФАС разъяснила особенности расчета сроков при одностороннем отказе от госконтракта

Разъяснения касаются подсчета тридцатидневного срока для определения даты надлежащего уведомления контрагента заказчика об одностороннем отказе от контракта, а также даты вступления в силу решения о таком отказе.

 Из письма ФАС следует, что если последний день указанного тридцатидневного срока приходится на нерабочий, то независимо от этого следующий за ним день и будет датой надлежащего уведомления.

 Решение об одностороннем отказе вступает в силу через десять дней со дня надлежащего уведомления. Начинается этот срок на следующий день после даты надлежащего уведомления. Если десятый день попадает на нерабочий, то по ГК РФ он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день, указывает ФАС. Это и будет день окончания срока, а решение об отказе в данном случае вступит в силу на следующий день.

 Следуя логике ФАС, приведем пример расчета. Так, тридцатый день выпал на нерабочий день — 7 апреля 2018 года. Днем надлежащего уведомления в этом случае будет 8 апреля. С 9 апреля начнет исчисляться десятидневный срок. Десятый день — 18 апреля. Если бы этот день был нерабочим, а 19 апреля — рабочим днем, то решение об одностороннем отказе от контракта вступило бы в силу 20 апреля.

 Важно отметить, что правила ГК РФ об определении сроков ФАС применяет только при расчете срока вступления в силу решения об отказе от контракта. При определении срока надлежащего уведомления ведомство эти правила не использует.

Путин предложил вести аудиозапись судебных заседаний

Президент Владимир Путин внес на рассмотрение в Госдуму законопроект, направленный на совершенствование судебной системы.

Поправки предполагают сразу несколько изменений. Так, они закрепляют в Гражданском процессуальном кодексе (ГПК) и Кодексе административного судопроизводства (КАС) процессуальный статус помощника судьи по аналогии с тем, как это уже сделано в Арбитражном процессуальном кодексе (АПК). Кроме того, во все три кодекса вносятся корреспондирующие изменения, касающиеся процессуальных полномочий помощника судьи. 

Кроме того, отныне судья, рассматривающий гражданское или административное дело, сможет объявить предварительное судебное заседание основным, если для этого нет каких-либо препятствий.

Изменения коснутся и порядка формирования состава судов. Для этого, согласно документу, будет использоваться автоматизированная система, то есть судебная коллегия будет создаваться случайным образом. «Такой способ исключит влияние лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, на судебный процесс и позволит укрепить самостоятельность и независимость судей», – уверен президент.

Наконец, самая важная часть законопроекта: он предусматривает обязательную аудиозапись судебных заседаний по гражданским и уголовным делам в судах первой и апелляционной инстанций, а также возможность подачи замечаний относительно неточности и неполноты аудиозаписи. 

В случае принятия, все эти новеллы вступят в силу 1 января 2019 года.

Правительство планирует повысить НДФЛ

Сразу после выборов в Правительстве прошло совещание у премьера Дмитрия Медведева, где обсуждалось повышение налогов. Итоги ее не раскрываются, однако было заявлено: налоговой системе нужна перестройка.

Меры по повышению сборов необходимы для выполнения обещаний Владимира Путина. Сделать это планируется или за счет повышения НДФЛ, или с помощью введения налога с продаж. Также рассматриваются варианты отмены льгот по НДС для социальных товаров и повышение НДС одномоментно со снижением страховых социальных взносов, знают источники «Ведомостей».

Одна из концепций – повышение ставки НДФЛ до 15%, а также введение необлагаемого минимума. Такие ходы уже анализировались правительством, при этом в осеннем плане обсуждалось увеличение ставки и до 16%. Окончательное решение не принято, знают источники, однако консенсус по вопросу достигнут.

Министерство финансов в свою очередь предложило провести два налоговых маневра: обнулить экспортную пошлину и увеличить НДПИ для нефтяников, а для всей экономики снизить страховые взносы взамен роста НДС. Эти маневры поддержаны не были. Эксперты отмечают, что любые увеличения НДФЛ в первую очередь ударят по бедным, кроме этого, увеличение нагрузки на труд не видится целесообразным.

Президент предложил уголовно наказывать за злоупотребления в сфере госзакупок

Президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы законопроект, вводящий уголовную ответственность за злоупотребления в сфере государственных и муниципальных закупок. Соответствующая информация размещена в автоматизированной системе законодательной деятельности, передаёт РБК.

Как указывается в пояснительной записке к документу, в сложившейся судебно-следственной практике преступления, связанные с так называемыми откатами при осуществлении поставок товаров, выполнении работ, оказании услуг и т.д. квалифицируются по статьям Уголовного кодекса о хищениях чужого имущества (в первую очередь как мошенничество), злоупотреблениях полномочиями, в том числе должностными, а также о коммерческом подкупе, даче и получении взятки. Однако не все деяния, совершаемые в указанной сфере, подпадают под нормы уголовного закона. Так, законодательство выводит из-под уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями некоторые потенциально преступные действия сотрудников контрактных служб. Не предусмотрена особая ответственность и за подкуп работников, занимающихся работой с контрактами.

Чтобы исправить ситуацию, в Уголовный кодекс предлагается внести две новые статьи. Одна из них вводит ответственность за «злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд», наказанием по ней может быть штраф в размере до 200 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до трех лет (до семи лет в случае предварительного сговора или значительной суммы ущерба).

Вторая статья устанавливает наказание за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего или члена комиссии по осуществлению закупок. За подобное нарушение может ожидать наказание в виде штрафа в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 10-кратной суммы подкупа (от 7 до 12 лет при предварительном сговоре или совершении преступления в особо крупном размере).

Минфин отменит госпошлины за регистрацию юрлиц и ИП

Министерство финансов представило проект поправок в Налоговый кодекс, которые отменяют уплату госпошлины за совершение некоторых юридически значимых действий – например, за регистрацию юридического лица. 

Госпошлина не будет отменена совсем – статья 333.35 НК пополнится подпунктом, который устанавливает беспошлинное совершение некоторых юридически значимых действий «в случае представления в регистрирующий орган необходимых документов в форме электронного документа».

Без пошлины можно будет как зарегистрировать юридическое лицо (в таком случае экономия составит 4000 руб.), так и зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (экономия – 800 руб). Кроме того, от уплаты пошлины освободят также и госрегистрацию внесения изменений в учредительную документацию юрлица и его ликвидацию (в этом случае можно также сэкономить 800 руб.), и прекращение статуса индивидуального предпринимателя у физического лица (экономия — 200 руб.).

В Государственную Думу внесен законопроект об освобождении унитарных предприятий от применения Закона о контрактной системе

Законопроект получил следующий №371836-7 и название «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статьи 15 и 112 Федерального закона » О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (по вопросу регулирования закупок государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий)».

Инициаторы законопроекта апеллируют к поручению Президента РФ от 25 апреля 2015 года №Пр-815ГС, согласно которому Правительству РФ необходимо было внести в законодательство изменения, предусматривающие распространение Федерального закона №44-ФЗ только на те закупки, которые осуществляются унитарными предприятиями за счет средств, получаемых из бюджетов бюджетной системы РФ. Однако, Правительство РФ распространило действие Федерального закона №44-ФЗ также на закупки унитарных предприятий, проводимые за счет их собственных средств.

Инициаторы отмечают неутешительные итоги перевода всех закупок унитарных предприятий под сферу действия Федерального закона №44-ФЗ, поскольку он не дал экономического эффекта и не обеспечил роста количества конкурентных процедур.

Ограничения, действующие в Федеральном законе №44-ФЗ, лишают унитарные предприятия конкурентных преимуществ из-за длительности процедур и недопустимости указания наименования товара.

Законопроект вносит изменение в пункт 3 части 2.1 ст. 15 Федерального закона №44-ФЗ позволяя осуществлять закупки согласно федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» за счет собственных средств унитарного предприятия, т.е. без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Размещенный на сайте Системы обеспечения законодательной деятельности текст законопроекта требует доработки, поскольку предусматривает, что унитарные предприятия должны принять свои положения о закупках в рамках федерального закона № 223-ФЗ и разместить их в ЕИС до 01 января 2018 года, что сделать невозможно.

Унитарным предприятиям придется набраться терпения, поскольку законопроект 24.01.2018г. был только внесен в Государственную думу, а на 14.03.2018г. определен срок окончания приема отзывов на законопроект. Если отзывы будут положительными, то законопроект может быть рассмотрен в первом чтении.

У законопроекта весьма внушительный перечень инициаторов из них 63 депутата Госдумы и 2 члена Совета Федерации, что дает надежду на положительное решение законодателей.

Список неконкурентных закупок может вырасти

Инициативы по внесению поправок в 44-ФЗ продолжают поступать. На этот раз их авторами стали Минприроды и Совет Федерации, которые предложили расширить список оснований для осуществления госведомствами закупок у единственного поставщика.

Число оснований для госзакупок у единственного поставщика, возможно, вскоре будет расширено. Так, Министерство природных ресурсов и экологии РФ предлагает разрешить осуществлять таким образом закупки услуг геологической экспертизы – соответствующий законопроект о внесении изменений в 44-ФЗ размещен на портале regulation.gov.ru. По мнению министерства, в связи с тем, что на проведение конкурсной процедуры требуется очень много времени, собственно геологическая экспертиза проводится в кратчайшие сроки, что приводит к снижению ее качества.

Авторы законопроекта также предлагают предусмотреть возможность закупать экспертные услуги напрямую у физических лиц, имеющих необходимую квалификацию. Речь идет об услугах по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, а также по поиску, оценке и разведке месторождений полезных ископаемых.

Второй законопроект об изменениях к 44-ФЗ внесен членами Совета Федерации по главе с Вячеславом Никоновым. В этом случае предлагается разрешить осуществлять закупки у единственного поставщика государственным и муниципальным научным учреждениям. При этом правила закупок для них будут такими же, как для учреждений культуры, государственных и муниципальных учреждений (зоопарк, планетарий, парк культуры, заповедник, театр и пр.), образовательных учреждений, детских домов: объем одной закупки у единственного поставщика не должен превышать 400 тыс. руб, годовой объем закупок у таких поставщиков не должен превышать 50% от общего объема закупок и не должен составлять более чем 20 млн руб.

Георгий Сухадольский, руководитель Аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки», не уверен, что расширение перечня оснований для применения способа закупки у единственного поставщика является в данном случае наилучшим решением. “На заре становления системы закупок Роснано, перед корпорацией стояла аналогичная задача – в кратчайшие сроки выбирать исполнителя высокоинтеллектуальных услуг (юридические услуги, услуги оценки и др.). При этом выбирать исполнителей хотели обязательно на конкурентной основе, но при применении классических подходов по проведению конкурентных процедур времени на оказание услуг выбранным исполнителем уже не оставалось. Выход был найден в изменении самого бизнес-процесса рассмотрения проектов, одним из элементов которого и являются указанные высокоинтеллектуальные услуги”, – приводит пример эксперт.

С его мнением согласен и Дмитрий Сытин, генеральный директор “ТЭК-Торг”. Он согласен, что процедуру закупки услуг геологической экспертизы надо упрощать, но при этом она должна оставаться конкурентной. Что касается научных учреждений, то, по его мнению, они должны заниматься наукой, а не закупками. И любое упрощение закупочного процесса для них благо с учетом их финансирования. “Недавно были приняты поправки по закупкам у единственного поставщика культурными и иным учреждениями, – говорит Дмитрий Сытин. – Думаю, что и научные организации в этом списке будут на своем месте”.

По мнению Дмитрия Казанцева, руководителя департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center, обе предложенные поправки содержат известные риски передачи подряда «своим» поставщикам. “Но, самое интересное, «свой» поставщик еще не означает «плохой» поставщик, особенно в таких низкоконкурентных областях, где квалификация исполнителя имеет повышенное значение”, – уточняет эксперт. Коррупционная же составляющая может присутствовать и в формально конкурентном аукционе, причем даже при формальном снижении цены.

Оба эксперта считают, что к решению проблемы надо подходить иначе. По мнению Георгия Сухадольского, в рассматриваемой ситуации можно либо изменить алгоритм действий, требующихся для проведения геологической экспертизы, либо частично скорректировать порядок отбора услуг геологической экспертизы (сроки проведения, предварительный квалификационный отбор, рамочные соглашения и т.д.), с тем чтобы сохранить конкретность процедур.

Дмитрий Казанцев призывает оценивать не только и не столько процедуру, сколько результат закупки и результат исполнения контракта – не случайно же эти сведения помещаются в Реестре на официальном сайте. Если контракт заключен по рыночной цене, и за эту цену поставщик обеспечил реальный результат, то не такое уже большое значение имеет, на аукционе ли этот поставщик был выбран или в рамках прямой закупки. Если же контракт заключен по цене втрое выше рынка, а халтурного исполнения работ пришлось ждать три года, то это повод для самой пристальной проверки даже в том случае, если закупка была проведена конкурентно и со значительным снижением начальной цены.

Ещё один важный вопрос для оценки рисков – это то, насколько велики объемы, предусмотренные в бюджете на расходы, включенные в перечень ст. 93 44-ФЗ. Если контракт заключается на небольшую сумму и таких контрактов относительно немного, то не стоит ожидать и большой экономии от сохранения их в конкурентном режиме. Эта экономия может не окупить даже те усилия, которые будут затрачены на обеспечение конкуренции. Другое дело, что сам объем перечня оснований для закупки у единственного поставщика уже перевалил за полсотни пунктов. Судя по всему, давно пора провести его ревизию и попытаться сформулировать его нормы не «точечно», а в виде группы принципов, описывающих ситуации, при которых конкуренция объективно невозможна или же должна отойти на второй план ради более важных резонов вроде гостайны.

Площадки для закупок поступили в продажу

Как стало известно “Ъ”, изменения законодательства в сфере госзакупок (44-ФЗ и 223-ФЗ) запустили передел рынка электронных торговых площадок (ЭТП). Два крупных игрока — владельцы B2B-Center (АО «Центр развития экономики») и группа компаний «Фабрикант» — продают этот бизнес. Покупателем B2B-Center может стать лидер рынка госзакупок «Сбербанк-АСТ», а площадок «Фабриканта» — ЭТП Газпромбанка. Предложения оцениваются в 5 млрд и 2,2 млрд руб. соответственно, эксперты считают их нерыночными.
Правление Сбербанка во главе с Германом Грефом 29 января утвердило «неправообязывающее предложение» своей «дочки» «Сбербанк-АСТ» на приобретение за 5 млрд руб. АО «Центр развития экономики», владеющего крупнейшей площадкой для закупок госкомпаний B2B-Center. Документом (копия есть у “Ъ”) центру перспективных направлений бизнеса Сбербанка поручено провести проверку компании для определения целесообразности сделки до 15 апреля. Подписать ее планируется 30 апреля, закрыть — во втором квартале. В предложении «Сбербанка-АСТ» указано, что сумма сделки может быть изменена.
ЭТП B2B-Center основана в 2002 году для обслуживания РАО ЕЭС и насчитывает более 350 тыс. клиентов. Ее акционеры — основатель компании Александр Бойко (39%) и фонды Da Vinci Capital (33,5%), Elbrus Capital (23%), Runa Capital и Alpha Associates. По словам участников рынка, компания частично принадлежит американцам, что в условиях санкций стимулирует ее продажу. Эта площадка лидирует в сегменте 223-ФЗ и нерегулируемых торгов (выручка в 2016 году — 1,2 млрд руб., чистая прибыль — 0,5 млрд руб., в 2017 году ожидается ее рост на 2%). В «Сбербанке-АСТ», согласно предложению о покупке, оценивают компанию в 4,1–6,1 млрд руб., а синергию от слияния — в 1,7 млрд руб. В блоке «Корпоративный бизнес» Сбербанка оценка консервативнее — 3,8 млрд руб. «Сбербанк-АСТ» и управляющий партнер Da Vinci Capital Олег Железко сделку не комментируют, основатель B2B-Center Александр Бойко на звонки “Ъ” не ответил.
В документе о подготовке сделки «Сбербанк-АСТ» не скрывает, что она вызвана «законодательными изменениями, которые окажут негативное влияние на бизнес рынков закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ»: после перевода обеспечения госзакупок на спецсчета «“Сбербанк-АСТ” не сможет получать доход от инвестирования депонированных денежных средств». Закупки же малого бизнеса «будут переведены с 223-ФЗ на 44-ФЗ», из-за чего B2B-Сеntеr потеряет 8% клиентов. При этом, по данным «Сбербанка-АСТ», целевой оборот торгов на площадке в 2020 году — $60 млрд, а сделка позволит «создать лидирующего игрока во всех сегментах электронных торгов» и опередить конкурентов, в частности защититься от создания «рыночного лидера» Газпромбанком, который ведет переговоры о покупке ЭТП «Фабрикант», считают в «Сбербанке-АСТ».
По данным презентации менеджмента B2B-Сеntеr, на рынке закупок по 223-ФЗ эта компания (без учета площадок РЖД и «Роснефти») лидирует с отрывом в три раза от ЭТП Газпромбанка, далее следует «Фабрикант». По объему торгов по 44-ФЗ в 2016 году лидировал «Сбербанк-АСТ», который также озабочен «опасностью консолидации рынка Газпромбанком». В ЭТП Газпромбанка от комментариев отказались, глава «Фабриканта» Сергей Габестро объяснил готовность его продать «растущим рынком».
Между тем участники рынка закупок считают оценку компаний завышенной в полтора–два раза, отмечая, что продажа B2B-Center может быть связана с неудачными попытками ее владельцев войти в пул площадок для госзакупок, а в целом передел рынка закупок объясняется его закрытием из-за санкций и консолидации закупок банков и стратегических компаний на площадке оборонзаказа (также принадлежит «Сбербанку-АСТ»). Гендиректор ЕЭТП Антон Емельянов связывает предстоящие изменения рынка с поправками в базовые законы 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также неопределенностью порядка отбора площадок для госзакупок и проведения закупочных процедур. «Одни игроки в этой ситуации оценивают свои риски, другие — дополнительные возможности»,— говорит он.