ФНС разъяснила, что считать умышленной ошибкой в налоговой декларации

Начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров Елена Суворова перечислила признаки умышленных ошибок в налоговых декларациях. При этом заметила, что непреднамеренную ошибку налогоплательщик может исправить и после подачи декларации. Об этом говорит федеральный закон от 18 июля 2017 года № 163-ФЗ.

Если налогоплательщик непреднамеренно занизил сумму налога, то он должен предоставить исправленную декларацию, а налоговые органы обязаны ее принять. Однако умышленное занижение налога ст. 54.1 НК запрещает, подчеркивает Суворова. При этом налоговые органы должны иметь доказательства того, что налогоплательщик указал неверные данные намеренно.

На умышленность действий налогоплательщика могут указывать:

— транзитные операции между взаимозависимыми или аффилированными участниками хозяйственных операций;

— какая-либо подконтрольность между спорными контрагентами и проверяемым налогоплательщиком;

— согласованность действий участников хозяйственной деятельности.

Под транзитными операциями чаще всего понимают закупку оборудования, покупку ценных бумаг и консалтинг.

ФАС назвала топ-5 нарушений при госзакупках

Федеральная антимонопольная служба выпустила пресс-релиз, в котором рассказала о пяти самых частых нарушениях, допускаемых госкомпаниями при осуществлении закупок. 

  1. Установление избыточных требований, например, о наличии у участника конкурса определенных ресурсов, конкретного оборудования и числа сотрудников в штате на момент подачи заявки
    Как отмечает замглавы ФАС Рачик Петросян, установление избыточных требований к подобным критериям приводит к существенному ограничению круга компаний, которые могут претендовать на победу в конкурсе. «Отсутствие какого-либо оборудования в собственности или небольшой штат сотрудников не свидетельствует о невозможности исполнить контракт или договор», – отметил он. Например, недавно ФАС выдала предписание об устранении подобного нарушения «Роснефти» (см. «Роснефть» допустила нарушения на 52 млрд руб. при закупках труб»). 
  2. Установление требования о наличии опыта поставки товара у потенциального участника конкурса для доступа к закупке
    Заказчик предъявил в качестве критерия допуска участника, требование о подтверждении опыта поставок инструментов. Комиссия ФАС пришла к выводу, что заказчик допустил нарушение закона «О защите конкуренции, ведь участник, готовый предложить наиболее выгодные условия лишается возможности участия в такой закупке.
  3. Запрос заказчиком на свое усмотрение документов, не представленных в составе заявки
    «Такие запросы информации несут в себе коррупционные риски, так как могут осуществляться не в равной степени в отношении всех участников закупки, а также привести к необоснованным отклонениям участников закупок», – пояснил Петросян.
  4. Установление ограничений на привлечение субподрядчиков
    «В редких случаях заказчик вправе требовать самостоятельного исполнения договора. Как правило, установление такого запрета является прямым вмешательством в деятельность исполнителя, который самостоятельно несёт ответственность за исполнение договора перед заказчиком», – отметили в службе.
  5. Установление заказчиком закрытого произвольного списка банков, в которых возможно получение банковской гарантии для подачи заявки и обеспечения обязательств по договору
    Произвольное определение банков, в которых может быть получена гарантия, ФАС считает необоснованным и неправомерным, ведь это ограничивает права участников закупки. Петросян отметил, что заказчик может установить определенные требования к банкам, но не давать конкретные указания.

За подделку экспертизы при госзакупке введут уголовную ответственность

Минюст придумал, как предотвратить хищения при госзакупках товаров и услуг. Он будет ужесточать ответственность за нарушения при проведении экспертиз. Об этом сообщила пресс-служба ведомства.

Все экспертизы в сфере закупок, если закон примут, будут оформляться по одному образцу и подписываться уполномоченным лицом заказчика. Подпись будет свидетельствовать о том, что экспертиза объективна, обоснованна и соответствует законодательству России.

Имеется в виду экспертиза, проверяющая результаты закупки на соответствия условиям контракта. Она может проводиться заказчиком самостоятельно или он может нанять специалистов.

За дачу заведомо ложного заключения экспертизы результатов уполномоченное лицо заказчика несет ответственность, которую Минюст прописал в других законопроектах еще в прошлом году. Один из них вносит изменения в КоАП, другой – в УК. Наказание для физлиц за заведомо ложную экспертизу будет варьироваться от 10 000 руб. (административное) до года лишения свободы (уголовное).

Требования к банковским гарантиям по госзакупкам регламентируют

Минфин разрабатывает единые требования к банковским гарантиям для малого и среднего предпринимательства. Об этом сообщила пресс-служба ведомства.
Законопроект должен облегчить жизнь малому и среднему бизнесу, который участвует в госзакупках и предоставляет банковские гарантии. Сейчас заказчики могут предъявлять к ним различные требования. Минфин предлагает их унифицировать.
Согласно законопроекту, сведения об обеспечениях будут включаться в реестр единой информационной системы (ЕИС), что снизит число подложных банковских гарантий. «В настоящее время законопроект прошел процедуру межведомственного согласования и направлен в Правительство Российской Федерации», – сообщает пресс-служба ведомства.

Нотариусам разрешат получать информацию от ЗАГСов

Соответствующий законопроект находится сейчас на рассмотрении в Государственной думе. Комитет по государственному строительству и законодательству рассмотрел и одобрил его 19 сентября, передала пресс-служба комитета.

Председатель Комитета Павел Крашенинников рассказал, что проект наделяет нотариусов правом запрашивать и получать из Единого государственного реестра ЗАГС необходимые сведения. Сейчас они не могут этого делать, хотя им часто бывают нужны, например, даты рождения, смерти, заключения брака, развода, а также информация о родстве, смене имени. Это необходимо при оформлении наследственных прав, удостоверении сделок или других документов.

Нотариус должен иметь возможность проверить сведения о гражданах, в отношении которых совершаются нотариальные действия. Например, при обращении к нотариусу представителя по доверенности, в которой указаны его родственные отношения с лицом, выдавшим доверенность, или при обращении родителей при удостоверении их согласия на выезд за границу несовершеннолетнего ребенка и т. д. – отметил Павел Крашенинников.

Крашенинников уточнил, что любая личная информация будет составлять нотариальную тайну, и ее нельзя разглашать. Если закон примут, сведения будут предоставляться нотариусам через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.

Предоставление нотариусам права самостоятельно запрашивать информацию о гражданском состоянии обратившегося лица позволит исключить возможность мошеннических действий при оформлении наследственных прав, удостоверении сделок, а также сократит временные издержки граждан по представлению необходимой юридически значимой информации, – подытожил Павел Крашенинников.

Дмитрий Медведев утвердил новый порядок проверок работодателей

Глава правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, которое обязывает контрольно-надзорные органы использовать списки контрольных вопросов при плановых проверках работодателей по соблюдению ими трудового законодательства. Документ опубликован на сайте правительства.

Проверочные листы ограничивают вопросы, по которым госнадзор сможет предъявить требования к работодателям. Как сообщает «Коммерсантъ», в «чек-листах» будут указывать информацию о виде контроля, категории риска, классах опасности при проверке, реквизиты всех документов с проверяемыми требованиями, учетный номер проверки в едином реестре проверок.

Формы опросников защитят усиленными цифровыми подписями. Формы и нормативно-правовые акты, соответствие которым госнадзор будет проверять, будут размещать в открытом доступе.

Нововведение должно повысить прозрачность и сократить время проверок, уменьшить издержки бизнеса.

Юристы, опрошенные «Право.ru», разошлись в оценках нововведения: в то время как одни видят в них эффективный способ борьбы с произволом чиновников, другие уверены, что изменение правил не повлияет на ситуацию.

Постановление вступает в силу с 1 января 2018 года для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из категории умеренного риска, с 1 июля 2018 года – для всех работодателей.

Можно ли получить справку о состоянии расчетов с бюджетом после исключения юрлица из ЕГРЮЛ

Встречаются ситуации, когда за справкой о состоянии расчетов с бюджетом может обратиться юрлицо признанное недействующим и, как следствие, исключённое из ЕГРЮЛ. В этом случае налоговый орган откажет в приёме документов, необходимых для предоставления госуслуги и обратившиеся лицо не получит запрашиваемую справку.
В соответствии с пунктом 2 статьи 64.2 ГК РФ исключение недействующего юрлица из ЕГРЮЛ влечёт правовые последствия, то есть влечёт его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, также в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 и пунктом 3 статьи 188 ГК РФ действие доверенности прекращается вследствие прекращения юрлица, от имени которого или которому выдана доверенность, с прекращением доверенности теряет силу передоверие.
То есть, с даты внесения записи об исключении недействующего юрлица из ЕГРЮЛ ни само юрлицо, ни его законные представители или представители по доверенности не обладают полномочиями обращаться в налоговый орган для получения справки о состоянии расчётов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, пояснили в УФНС.

Как получить 2-НДФЛ онлайн.

Граждане, подключившиеся к «Личному кабинету налогоплательщика для физических лиц», могут получить информацию о полученных доходах, которую работодатели передают в налоговые органы. 

В сервисе доступна для просмотра и скачивания справка по форме 2-НДФЛ, содержащая сведения о суммах дохода налогоплательщика и суммах перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц. В настоящее время в сервисе размещена информация о доходах за 2014, 2015 и 2016 годы.

Данные отражаются в разделе «Налог на доходы ФЛ и страховые взносы» во вкладке «Сведения о справках по форме 2-НДФЛ». Кроме того, в разделе отражены сведения о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников, фактически начисленных работодателем.

Юрлицам дадут возможность реструктуризировать долги.

Новый законопроект, подготовленный Правительством, направлен на расширение практики применения реабилитационных механизмов в делах о банкротстве в отношении юрлиц и предусматривает введение новой реабилитационной процедуры – реструктуризация долгов.

Проектом предусмотрено, что должник или кредитор может подать в арбитражный суд не только заявления о признании должника банкротом, как это предусмотрено действующей редакцией закона о банкротстве, но и заявления о введении процедуры реструктуризации долгов, по результатам рассмотрения которого в отношении должника не может быть введено конкурсное производство.

Также предусматривается, что по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления о признании должника банкротом должник может быть признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, минуя процедуру наблюдения. Такой подход позволит сократить сроки и издержки на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Законопроектом определяется порядок проведения процедуры реструктуризации долгов, в соответствии с которым в течение четырёх месяцев с даты введения процедуры реструктуризации долгов должник обязан предложить план их реструктуризации. Право предложить свой план в течение такого срока также предоставляется конкурсным кредиторам или уполномоченным органам, антикризисному управляющему, учредителю (участнику должника), представителю работников должника и третьим лицам (в том числе органам государственной власти и местного самоуправления).

ФАС изменила процедуру рассмотрения жалоб физлиц на закупки госкомпаний.

В июне этого года Верховный суд РФ вынес несколько определений, в которых указал на отсутствие у ФАС России полномочий по рассмотрению жалоб на закупки госкомпаний от лиц, не участвовавших в них.

Антимонопольный орган учел позицию суда и принял в связи с этим решение о процессуальном возврате жалоб, поданных в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, от физических лиц на закупки некоторых видов работ по 223-ФЗ.

Речь идет только о работах, выполнение которых не может быть осуществлено физическими лицами в силу требований законодательства. К ним относятся, к примеру, работы по строительству, реконструкции, капремонту объектов капитального строительства. Для их выполнения необходимо иметь допуск СРО, однако получить его и, как следствие, выполнять такие работы могут только индивидуальные предприниматели или юридические лица, но не физические лица.

Жалобы от физических лиц на такие закупки теперь рассматриваются ФАС России не в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, а в качестве обращений в соответствии с Законом о порядке рассмотрения обращений граждан. И если по результатам рассмотрения таких обращений в действиях заказчиков или организаторов закупок будут выявлены признаки нарушений Закона о защите конкуренции или КоАП РФ, антимонопольный орган примет все предусмотренные законом меры (возбуждение дела, выдача предписания, назначение штрафа).

Важно отметить, что жалобы от физических лиц на закупки госкомпаний, в которых они могут быть участниками, по-прежнему рассматриваются ФАС России в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Также нововведение абсолютно не затрагивает жалобы на закупки по 44-ФЗ.