Госдума одобрила новую процедуру в банкротстве юрлиц

Государственная Дума в первом чтении одобрила законопроект о применении механизма реструктуризации долгов в делах о банкротстве юрлиц.

Поправки направлены на расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц. У должника и его кредиторов появится возможность ходатайствовать перед судом не только о признании должника банкротом, но и о введении специальной процедуры, которая не предусматривает конкурсного производства –процедуры реструктуризации долгов. В настоящий момент банкротное законодательство не предусматривает такой процедуры. 

Помимо этого законопроект предполагает, что по результатам рассмотрения судом заявления о банкротстве должник может быть признан несостоятельным и в отношении него будет открыто конкурсное производство, минуя процедуру наблюдения. Такая мера позволит сократить сроки и издержки на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Поправки устанавливают порядок проведения процедуры реструктуризации долгов. Должник будет обязан в течение четырех месяцев предложить план реструктуризации задолженности. Кроме того, право предложить свой план в течение этого срока получат также конкурсный кредитор, антикризисный управляющий, учредитель и представитель работников должника. 

Срок реализации плана реструктуризации долгов не может превышать четырех лет со дня утверждения его арбитражным судом. Однако по решению собрания кредиторов этот срок может быть продлен, но не более чем еще на четыре года. Законопроект также предусматривает другие положения, направленные на обеспечение «гибкой вариативной реабилитационной процедуры реструктуризации долгов».

Принятие проекта федерального закона будет способствовать сокращению сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, повышению их эффективности и увеличению размера погашения требований кредиторов, а также защите интересов должников, испытывающих временные трудности, но имеющих возможность восстановить свою платежеспособность при предоставлении необходимых для этого правовых инструментов.

Проект закона вызвал бурные обсуждения в стенах Госдумы. Некоторые депутаты высказались решительно против его принятия, но большинство положительно оценили инициативу, отметив, тем не менее, что законопроект требует доработки. 

Налоговые проверки бизнеса сделают втрое короче

Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров внес в Госдуму законопроект, смягчающий контроль налоговых служб над бизнесом. Первое чтение запланировано на 6 декабря, сообщают «Ведомости».

В первую очередь предлагается сократить втрое срок камеральной проверки – до одного месяца. ФНС такую идею не одобряет – уложиться в такой срок трудно, учитывая время, выделенное компаниям на предоставление необходимых документов. Вопросы к инициативе есть и у правительства – считается, что такие темпы снизят качество проверок, что в итоге приведет к спорам и потерям в бюджете.

Проект заранее планируется доработать ко второму чтению. В Минфине сообщили, что такое сокращение срока – слишком резкое и необходимо искать компромисс.

Также законопроект предлагает контролировать внешнеэкономические сделки с порогом в 60 млн руб., сейчас налоговики контролируют любую внешнюю сделку. За прошлый год в ведомство предоставили более 15 000 уведомлений, из них 60% – внутрироссийские. Сообщается, что число уведомлений растет с каждым годом. ФНС уже сокращала срок проверки до двух месяцев для добросовестных компаний, без внесений поправок в Налоговый кодекс.

Также законопроект конкретизирует круг внутренних сделок, цены по которым контролирует налоговая, – он уточнен с 1 до 3 млрд руб.

Проверка документации госзакупок «на ходу»

«Мегафон» выходит на рынок юридических услуг и предлагает сервис «Анализ закупки за час». Она позволяет в автоматизированном порядке проверить документы госзакупки и при надобности оформить жалобу в ФАС, сообщает «Коммерсантъ».

Представитель оператора связи заметил, что не все могут участвовать в торгах, так как им не по карману штатный юрист и они не могут разобраться в документах конкурса. Воспользоваться же сервисом «Мегафона» можно за 10 000 руб. Тестирование показало, что время работы с документацией сократилось с четырех часов до часа, а количество успешных обращений в ФАС превысило 95%.

Оператор связи планирует дополнить сервис новыми параметрами для оценки документации, возможность анализа закупок компаний с госучастием и коммерческих организаций и вывод на рынок услуги «Электронный документооборот». 

За 2016 год в ФАС поступило больше 84 000 жалоб, что на 20,7% больше, чем в 2015 году.

Медведев облегчил малому бизнесу доступ к госзакупкам

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление Правительства, которое облегчает доступ малого и среднего предпринимательства (МСП) к госзакупкам. Об этом сообщает пресс-служба Правительства.

Правительство снизило порог по годовому объему выручки и величине активов заказчиков, при которых они могут проводить закупки у субъектов МСП. Если раньше порог равнялся 2 млрд руб., то теперь 500 млн руб. Кроме того, в перечень заказчиков включили федеральные и региональные автономные учреждения.

«Рассчитываю, что эти решения позволят дополнительно привлечь к участию в закупках более тысячи новых заказчиков федерального и регионального уровней и уже в следующем году увеличить объём закупок у малого бизнеса до 3 трлн рублей», – сказал Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами.

Глава Правительства напомнил, что подписал документ 15 ноября. Ранее президент Владимир Путин поручил министрам поэтапно расширить доступ МСП к закупкам крупнейших заказчиков.

Минфин напомнил, как вернуть госпошлину, если суд не принял иск

Если определение суда об отказе в принятии или возвращении иска принято по АПК РФ и КАС РФ, то о возврате госпошлины должно быть указано в самом акте. К заявлению нужно приложить решение, определение или справку суда с основаниями возврата. Если заявитель хочет получить всю сумму, то потребуются оригиналы платежек, при частичном возврате достаточно их копий.

Что касается ГПК РФ, то он не регулирует этот вопрос. Минфин считает, что госпошлину должны вернуть независимо от того, сказал ли суд об этом в определении. К заявлению надо приложить справку суда, в которой указаны основания для возврата.

Документ: Письмо ФНС России от 23.10.2017 N ГД-4-8/21383

Совфед упростил процедуру возврата переплаченных налогов

Совет Федерации одобрил законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс в части уточнения процедуры возврата сумм излишне взысканных налогов. 

Срок внесудебного возврата будет увеличен в 36 раз – с одного месяца до трех лет. Данные изменения направлены на упрощение процедуры возврата сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов, сокращение количества судебных споров, а также позволяют распространить досудебную процедуру обжалования на отказ в возврате излишне взысканных сумм налогов.

Одновременно с увеличением сроков исключается «обременительный для налогоплательщика судебный порядок возврата». Эксперты отмечали, что законопроект поддерживает общую тенденцию в налоговой сфере в части снижения нагрузки на арбитражные суды по объему рассматриваемых налоговых споров. 

Теперь, после одобрения Совета Федерации, документ поступит на подписание к президенту Владимиру Путину. 

СМИ: правительство порекомендует президенту не менять налоговую систему

В проекте правительственного доклада по донастройке налоговой системы, который Кабмин должен представить Владимиру Путину в декабре, нет реформаторских предложений, пишут «Ведомости» со ссылкой на источники в Белом доме. Ожидается, что правительство посоветует президенту сохранить всё так, как есть.

В декабре 2016 года президент в рамках послания Федеральному собранию заявил о необходимости реформировать налоговую систему таким образом, чтобы она стимулировала деловую активность в стране, и предложил должным образом изменить законодательство в течение 2018 года. Предложения по «донастройке» должны быть подготовлены в 2017 году.

Наиболее радикальной идеей стал налоговый маневр – уравнять ставки страховых взносов и налога на добавленную стоимость на уровне 22%. Однако финансово-экономический и социальный блоки не сумели договориться, поэтому предложение не отвергается, но фактически умерло.

Другие изменения налогового законодательства правительство забраковало еще раньше, таких, например, как введение налога с продаж или повышение налога на доходы физлиц. Остаются два варианта доклада: с обтекаемыми формулировками о необходимости снизить прямую и увеличить косвенную нагрузку либо не менять ничего и ограничиться теми мерами, которые уже одобрены или предусмотрены проектом федерального бюджета на 2018–2020 год, утверждают источники.

ФАС предложила ввести новую юридическую специальность

Заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский в рамках совместного заседания Научного совета РАН и ВАК рассказал о научной специальности «конкурентное право».
По его словам, к формированию такой отрасли, как «конкурентное право», привело развитие антимонопольного законодательства в России. «В настоящее время более чем в 50 юридических вузах России открыты специализированные кафедры конкурентного права», – отметил он.
Предметом конкурентного права, по его словам, являются отношения по защите и развитию конкуренции, а именно: отношения по пресечению актов, действий и соглашений, приводящих к ограничению или устранению конкуренции, а также отношения, в том числе процедурно-процессуальные, по предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства.
Необходимость дальнейшего развития отрасли он видит в том, что конкуренция обеспечивает эффективное использование компаниями наличных ресурсов, снижает себестоимость товаров, повышает качество товаров, стимулирует развитие инноваций и формирует эффективную структуру рынков.
«Для того, чтобы решить проблему развития конкуренции в нашей стране, необходимо включить в перечень научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, специальность «конкурентное право», — Сергей Пузыревский, заместитель руководителя ФАС.
По мнению Пузыревского, это позволит обеспечить «комплексное научное исследование вопросов защиты и развития конкуренции», развить систему антимонопольного регулирования и механизмов государственной политики в сфере развития и защиты конкуренции, а также «повысит качество экономики нашей страны».

ФНС разъяснила, что считать умышленной ошибкой в налоговой декларации

Начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров Елена Суворова перечислила признаки умышленных ошибок в налоговых декларациях. При этом заметила, что непреднамеренную ошибку налогоплательщик может исправить и после подачи декларации. Об этом говорит федеральный закон от 18 июля 2017 года № 163-ФЗ.

Если налогоплательщик непреднамеренно занизил сумму налога, то он должен предоставить исправленную декларацию, а налоговые органы обязаны ее принять. Однако умышленное занижение налога ст. 54.1 НК запрещает, подчеркивает Суворова. При этом налоговые органы должны иметь доказательства того, что налогоплательщик указал неверные данные намеренно.

На умышленность действий налогоплательщика могут указывать:

— транзитные операции между взаимозависимыми или аффилированными участниками хозяйственных операций;

— какая-либо подконтрольность между спорными контрагентами и проверяемым налогоплательщиком;

— согласованность действий участников хозяйственной деятельности.

Под транзитными операциями чаще всего понимают закупку оборудования, покупку ценных бумаг и консалтинг.

ФАС назвала топ-5 нарушений при госзакупках

Федеральная антимонопольная служба выпустила пресс-релиз, в котором рассказала о пяти самых частых нарушениях, допускаемых госкомпаниями при осуществлении закупок. 

  1. Установление избыточных требований, например, о наличии у участника конкурса определенных ресурсов, конкретного оборудования и числа сотрудников в штате на момент подачи заявки
    Как отмечает замглавы ФАС Рачик Петросян, установление избыточных требований к подобным критериям приводит к существенному ограничению круга компаний, которые могут претендовать на победу в конкурсе. «Отсутствие какого-либо оборудования в собственности или небольшой штат сотрудников не свидетельствует о невозможности исполнить контракт или договор», – отметил он. Например, недавно ФАС выдала предписание об устранении подобного нарушения «Роснефти» (см. «Роснефть» допустила нарушения на 52 млрд руб. при закупках труб»). 
  2. Установление требования о наличии опыта поставки товара у потенциального участника конкурса для доступа к закупке
    Заказчик предъявил в качестве критерия допуска участника, требование о подтверждении опыта поставок инструментов. Комиссия ФАС пришла к выводу, что заказчик допустил нарушение закона «О защите конкуренции, ведь участник, готовый предложить наиболее выгодные условия лишается возможности участия в такой закупке.
  3. Запрос заказчиком на свое усмотрение документов, не представленных в составе заявки
    «Такие запросы информации несут в себе коррупционные риски, так как могут осуществляться не в равной степени в отношении всех участников закупки, а также привести к необоснованным отклонениям участников закупок», – пояснил Петросян.
  4. Установление ограничений на привлечение субподрядчиков
    «В редких случаях заказчик вправе требовать самостоятельного исполнения договора. Как правило, установление такого запрета является прямым вмешательством в деятельность исполнителя, который самостоятельно несёт ответственность за исполнение договора перед заказчиком», – отметили в службе.
  5. Установление заказчиком закрытого произвольного списка банков, в которых возможно получение банковской гарантии для подачи заявки и обеспечения обязательств по договору
    Произвольное определение банков, в которых может быть получена гарантия, ФАС считает необоснованным и неправомерным, ведь это ограничивает права участников закупки. Петросян отметил, что заказчик может установить определенные требования к банкам, но не давать конкретные указания.