ФАС назвала топ-5 нарушений при госзакупках

Федеральная антимонопольная служба выпустила пресс-релиз, в котором рассказала о пяти самых частых нарушениях, допускаемых госкомпаниями при осуществлении закупок. 

  1. Установление избыточных требований, например, о наличии у участника конкурса определенных ресурсов, конкретного оборудования и числа сотрудников в штате на момент подачи заявки
    Как отмечает замглавы ФАС Рачик Петросян, установление избыточных требований к подобным критериям приводит к существенному ограничению круга компаний, которые могут претендовать на победу в конкурсе. «Отсутствие какого-либо оборудования в собственности или небольшой штат сотрудников не свидетельствует о невозможности исполнить контракт или договор», – отметил он. Например, недавно ФАС выдала предписание об устранении подобного нарушения «Роснефти» (см. «Роснефть» допустила нарушения на 52 млрд руб. при закупках труб»). 
  2. Установление требования о наличии опыта поставки товара у потенциального участника конкурса для доступа к закупке
    Заказчик предъявил в качестве критерия допуска участника, требование о подтверждении опыта поставок инструментов. Комиссия ФАС пришла к выводу, что заказчик допустил нарушение закона «О защите конкуренции, ведь участник, готовый предложить наиболее выгодные условия лишается возможности участия в такой закупке.
  3. Запрос заказчиком на свое усмотрение документов, не представленных в составе заявки
    «Такие запросы информации несут в себе коррупционные риски, так как могут осуществляться не в равной степени в отношении всех участников закупки, а также привести к необоснованным отклонениям участников закупок», – пояснил Петросян.
  4. Установление ограничений на привлечение субподрядчиков
    «В редких случаях заказчик вправе требовать самостоятельного исполнения договора. Как правило, установление такого запрета является прямым вмешательством в деятельность исполнителя, который самостоятельно несёт ответственность за исполнение договора перед заказчиком», – отметили в службе.
  5. Установление заказчиком закрытого произвольного списка банков, в которых возможно получение банковской гарантии для подачи заявки и обеспечения обязательств по договору
    Произвольное определение банков, в которых может быть получена гарантия, ФАС считает необоснованным и неправомерным, ведь это ограничивает права участников закупки. Петросян отметил, что заказчик может установить определенные требования к банкам, но не давать конкретные указания.