В этой статье мы попытаемся разобрать одну из самых острых проблем, с которой сталкивается Поставщик услуг (подрядчик) при исполнении Государственного контракта, заключаемого на выполнение различных ремонтных работ. Данная проблема заключается в вынужденном отклонении от сметы в процессе производства работ по Контракту.
Для начала определимся, кто такой подрядчик? Это компания, которая выполняет работы по заранее определённому плану, без творчества, без фантазии, ведь это не ремонт комнаты для собственного ребенка. Это — Государственный контракт.
Безусловно, государство сделало немало, для того что бы упорядочить этот процесс, это и сметы и техническое задание и предъявление требований к используемым материалам. По сути, на момент заключения Государственного контракта и у Заказчика и у Подрядчика есть совершенно четкий план: что, когда, а самое главное как делать.
Но вот уже на этапе открытия объекта становится ясно, что не все так, как казалось на первый взгляд. Здесь — чего-то не предусмотрели, здесь — задвоение объемов, здесь — несоответствие применяемой расценки, а от каких-то работ вообще решили отказаться и перенести на будущий ремонт.
Если в случае с обычным договором подряда можно заново провести согласования и подписать соответствующие документы с внесенными изменениями, то в случае с Государственным контрактом есть существенные ограничения на этот счет.
Статья 95 закона 44-ФЗ содержит исключительный перечень случаев внесения изменений по соглашению сторон в существенные условия Контракта, (но только в случае если возможность внесения изменений была предусмотрена документацией о закупке), а именно:
- При снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
- Если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
Законодатель, вводя подобные ограничения, безусловно, руководствовался благими целями, как то: профилактика нецелевого использования бюджетных средств, повышение профессионализма контрактных управляющих на местах, прозрачность всего процесса расходования средств государства.
Но что происходит на практике? Подрядчик не понимает, как сделать работу на основании аукционной документации, заказчик ждет результата. В итоге, кто-то рискует и берет ответственность на себя. Или Подрядчик, делая работу, которой нет в смете, или Заказчик, согласовывая новые виды работ, которые не были предусмотрены.
Возможен и другой выход из ситуации — расторжение Государственного контракта. И в этом случае все насмарку. Месяцы подготовки и согласования аукционной документации и не сделанный ремонт — для Заказчика, потерянные деньги и время — для Подрядчика. И бесконечные судебные процессы.
Сразу оговоримся, что универсальной модели выхода из подобной ситуации нет.
Давайте разберемся, почему возможны описанные выше ситуации. Почему при формировании технического задания и подготовки смет нельзя предусмотреть все нюансы, которые могут возникнуть при производстве работ?
Причин здесь несколько. Например, низкий профессионализм со стороны Заказчика при составлении технического задания или наличие скрытых работ.
Государственный Заказчик, относясь рачительно к бюджетным деньгам, старается экономить на всем, включая в сметный расчет только финишные работы, не особо думая о том, какого общее состояние основных фондов, насколько крепкие стены, что расположено под половыми досками, возможно ли восстановить систему электроснабжения после ремонта или нужно будет прокладывать новую и т.д.
В итоге, Подрядчик, производя работы, вынужден либо выполнять скрытые работы за свой счет, либо производить освидетельствование скрытых работ и увеличивать в актах выполненных работ стоимость первоначальной сметы.
Новостные ленты часто пестрят информацией о том, что стоимость того или иного строительства увеличилась, усматривая в этом коррупцию чиновников. Но так ли это на самом деле? Не всегда. Зачастую причины кроются в банальной безответственности и некомпетентности.
К чему же в итоге приводят эти «недоработки»?
Угроза для Заказчика:
- Часть работ по Контракту может быть не выполнена. Закон допускает отклонения от сметной стоимости в размере 10%. На практике это не увеличение стоимости по контракту на 10%, а уменьшение в объеме планируемых к выполнению работ. Иными словами, если скрытые работы, не предусмотренные сметной документацией, составили сумму до 10% от первоначально планируемых работ, то какие-то работы из этого перечня выполнены не будут.
- Привлечение Заказчика к административной ответственности. В том случае, если сумма скрытых или не предусмотренных сметой работ составит сумму более чем 10%, Заказчик может быть обвинен в нецелевом использовании средств, так как публичное размещение заказа было произведено на одни виды работ, а фактически выполняются другие. Кроме того – это прямое нарушение действующего законодательства и грозит Государственному заказчику административным штрафом.
- Не будет достигнута цель ремонта. Будь то ремонт, строительство или реконструкция, при любом отклонении от первоначальной сметы не будет завершен весь цикл работ, а значит, понадобятся дополнительные деньги на их завершение.
Угроза для подрядчика:
- Риск неоплаты скрытых работ или иных работ не указанных в первоначальной смете — наиболее распространенная практика при выполнении государственного контракта. Подрядчик выполняя те или иные виды работ должен быть внимателен с их оформлением, так как риск того, что заказчик откажется принимать работы не учтенные в первоначальной смете очень велик.
- Несвоевременное дополнительное согласование состава работ приводит к нарушению графика производства работ и может послужить поводом для дополнительных претензий со стороны Заказчика по срокам выполнения Государственного контракта.
- Невозможность выполнения тех или иных работ, при неверном оформлении документов, может привести к претензиям Заказчика в части исполнения Государственного контракта по стоимости. Иными словами, если Подрядчик по каким-то причинам не может выполнить часть работ по Контракту, то он должен побеспокоиться о том, чтобы Заказчик не смог трактовать этот факт как нежелание Подрядчика исполнять контрактные обязательства.
Итак, попытаемся ответить на вопрос что же делать, если смета не соответствует реальному объему работ на объекте?
К сожалению, единственный выход – вести переговоры с Заказчиком относительно изменения тех или иных запланированных в первоначальной смете работ, без увеличения контрактной стоимости. По сути, от каких-то работ Заказчику нужно будет отказаться, а какие-то добавить, для того чтобы общая стоимость Контракта осталась неизменной. Безусловно, результат достигнутых договоренностей необходимо оформить новой сметой.
При этом, чтобы максимально обезопасить себя от возникающих рисков, на этапе согласования, Подрядчику необходимо придерживаться следующих простых правил:
- Не рассчитывать на то, что Подрядчик и Заказчик «делают одно общее дело» и что обе стороны одинаково заинтересованы в поиске выхода из создавшейся ситуации. Это не совсем так. Самая распространенная ошибка – полагать, что у Подрядчика и Заказчика схожие интересы при исполнении Государственного контракта.
- Обратить особое внимание на ведение с Заказчиком деловой переписки. Еще одна из самых распространенных ошибок состоит в том, что Подрядчик не отправляет Заказчику никаких официальных уведомлений и писем с изложением возникших проблем, боясь настроить Заказчика против себя. Несомненно, необходимо вести устные переговоры и консультации, но в то же время все вопросы и претензии должны быть доведены до Заказчика и в официальном порядке в письменном виде.
- Третья часто встречающаяся ошибка -не относиться к Заказчику как к справедливому начальнику. Заказчик – это сторона Контракта, и в случае возникновения спорных моментов, он будет решать свои проблемы, а не проблемы Подрядчика.
- Привлекать профессионалов не только для производства работ, но и для юридического сопровождения исполнения Государственного контракта. Зачастую, Подрядчик не отдает себе отчет в важности правильного оформления документов, отчасти по причинам, приведенным выше, и не хочет нести дополнительные издержки на профессиональных юристов и инженеров. И это тоже является большой ошибкой!
Необходимо помнить, что при исполнении Государственных контрактов мелочей не бывает! Не совершайте ошибок, о которых мы рассказали в этой статье, это поможет Вам минимизировать свои риски. В том числе и риск попадания в реестр недобросовестных поставщиков.
Специалисты компании «Формула перемен» имеют большой опыт юридического сопровождения госконтрактов и всегда готовы прийти Вам на помощь!
Звоните: +7 (499) 322-49-40
- ВКонтакте